В ходе Российской Строительной недели (RosBuild-2021) прошло IV Всероссийское совещание по развитию жилищного строительства. RosBuild — крупнейший по масштабу и значению конгресс российской строительной отрасли.
Значимым событийным компонентом форума стало пленарное заседание, на котором представитель новосибирского девелоперского сообщества разобрал «тормозной механизм» реновации нестоличных городов.
По большому счёту, наибольшую наглядность, динамику и результативность реновация имеет только в Москве. Тогда как даже в третьем по размеру городе страны реновационная динамика не просто далека от столичной, но и не соразмерна самому Новосибирску.
Причины этой проблемы и способы её решения и были оглашены в ходе пленарного заседания представителем новосибирского строительного бизнеса.
А авторитет мероприятия позволяет быстро донести все это до капитанской рубки строительной индустрии. Ведь практически все руководители и гранд-эксперты отрасли присутствовали на заседании очно. Это и глава минстроя Р Ф Ирек Файзуллин, и Сергей Степашин, председатель наблюдательного совета государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», и президент Национального объединения застройщиков Леонид Козинец, и Антон Глушков, президент Национального объединения строителей.
Указанное пленарное заседание — событие с двойным концентрированным функционалом — итоговое для 2020-го года и программное для 2021-го. Актуальная проблематика тут обозначена и проработана консолидировано: со стороны государства — высшими управленцами, со стороны бизнеса — отраслевыми лидерами, крупнейшими застройщиками России.
Это сообщество достаточно компактное, состоящее из одного десятка имен и брендов, так что экспертная весомость оценок и предложений была объективно большой. В числе спикеров заседания был и значимый оператор новосибирского девелопмента — Игорь Белокобыльский, генеральный директор группы компаний «Стрижи» (входящей в большую тройку новосибирских застройщиков).
Игорь Белокобыльский выступал на пленарном заседании как глава правительственной комиссии, работающей над трансформации делового климата в строительстве. Эта комиссия, сформированная в июле 2020-го года, включает 41 участника. За восемь месяцев работы собран большой пакет предложений. 46 подготовлены по итогам совещания в Минстрое. 7 отражены в НПА, 28 одобрены, 9 в доработке, 2 отклонены на согласительных процедурах с Минстроем.
Руководитель комиссии доложил о результатах её работы и наиболее горячих проблемах, выявившихся в законе о комплексном развитии территорий. Наиболее острой проблемой Игорь Белокобыльский назвал нюансы реновации нестоличных городов.
В выступлении Игоря Белокобыльского были проанализированы главные стоп-факторы реновационного бума, который за пределами двух столиц и не бум вовсе, а весьма спотыкающееся, прерывистое движение
«Большая проблема — редевеломент нестоличных городов, — констатировал Игорь Белокобыльский. — Да, закон о комплексном развитии территорий создал прекрасный потенциал для развития. Но в этом законе не было учтено несколько простых, почти процедурных моментов, которые сегодня и не дают региональному девелопменту развиваться. В частности, весь региональный девелопмент упирается в проблематику аварийного жилья. Муниципалитетам выгодно не видеть общий объём аварийных домов. Например, в Новосибирске в программу расселения взяты всего 11% аварийных домов, а тысячи домов в таком же состоянии в программу не включены и не имеют статуса аварийного жилья. То есть, их износ и аварийное состояние зримы и объективны, но формально-официально не заверены».
Игорь Белокобыльский особо подчеркнул, что это не локально-уникальная беда Новосибирска, а именно типичная проблема большинства муниципалитетов.
«Предложение моё очень простое: ввести обязательную процедуру инвентаризации жилья старше 50 лет и сделать её регулярной, — подытожил глава ГК „Стрижи“ — Это предотвратит попадание ветхого жилья в игнор-поле городских властей».
Вторая проблема, обозначенная на заседании Игорем Белокобыльским — это то, что «стопором» перезапуска районов, занятых ветхим многоквартирным жильем становится фактор частного собственника. А точнее, индивидуальные жилые дома, тоже находящиеся на земельных участках, занятых аварийным многоквартирным жильём. И столь же ветхие, как деревянные или шлакоблочные бараки. Но именно они-то и не позволяют «перезагрузить» территории быстро, комплексно и стилистически цельно.
«Территории, занятые многоквартирным аварийным жильем, формировались в то время, когда застройка была хаотичной, — объясняет Игорь Белокобыльский. — И сейчас аварийное многоквартирное жильё, частное жильё, гаражи — всё это расположено месивом, винегретом на одних и тех же территориях. В предыдущем законодательстве была очень тщательно прописана процедура работы с многоквартирным аварийным жильем, зато частные дома были вне поля внимания. Что с ними делать — этого прежде не было прописано. Считалось, что застройщики должны сами договариваться. Это приводило к тому, что в зоне реурбанизации оставались неустранимые „островки прошлого“ — в буквальном смысле во дворах новостроек. В законе о комплексном развитии территорий вопрос изъятия поднят, сформулирован. Но он очень был спущен на уровень субъектов федерации».
Решением проблемы изб-препятствий Игорь Белокобыльский считает разумную федерализацию процесса.
«Предложение простое, — поясняет он. — Вопрос выкупа по справедливой цене частных домов, находящихся на реновируемой территории нужно вернуть в федеральное законодательство, в федеральное ведение. Это позволит соблюсти интересы собственников, потому что федеральное законодательство нормы контролирует лучше, во-вторых, позволит избежать спекуляций со стороны собственников. Закон о комплексном развитии территорий дает огромные полномочия субъектам. Только у субъектов на сегодняшний день нет кадров, компетенций, нет времени и денег, чтобы эти методики разрабатывать и воплощать. Нужно эти методики систематизировать в качестве методических рекомендаций на федеральном уровне».