Обь-Енисейский, он же Кеть-Касский, канал соединяет бассейны Оби и Енисея. Водный путь построили после долгих изысканий в конце XIX века, он был изюминкой инженерной мысли, но оказался слишком мелководен для выполнения своей изначальной задачи — перевозки грузов, и в конце концов не выдержал конкуренции с железной дорогой. В 1911 году было принято решение расширить канал, но из-за начавшейся Первой мировой войны работы были отложены.
«Летом 1942 года шла жуткая битва на берегах Волги — Сталинградская битва, — рассказывает главный советник председателя координационного совета „Союза ветеранов силовых структур Родины“, разведчик Олег Коляденко. — Тогда еще не было никакой помощи ни Советскому Союзу, не было ленд-лиза, не успели запустить все эвакуированные с запада заводы — страна была в тяжелом состоянии. Но были конкретные данные, ставка знала, что во второй половине 1942 года Япония — вся Квантунская армия — перейдет в наступление. Когда подсчитали — прослезились: японское нашествие могли остановить только в районе Анжеро-Судженска и Мариинска. Встал вопрос: если будет перекрыта Транссибирская магистраль, как возить никель — главный стратегический материал».
Тогда стали искать водный путь и вспомнили про Обь-Енисейский канал. Туда послали четыре судна, рассчитывая, что они за 40 дней пройдут до Оби, до Колпашево. Не просчитали одного: все было заброшено и разрушено.
«Нашим речникам пришлось идти четыре месяца практически без еды, без взрывчатки, чтобы пробивать себе путь. И они прошли, пусть за четыре месяца, но дошли до Колпашева. Все до единого члены экипажей были распределены по больницам, потому что люди находились на грани смерти, — говорит Олег Коляденко. — Но надо отдать должное капитанам: они не потеряли ни одного человека, все вылечились. Потом вся информация была закрыта, потому что японцы не напали на нас в 1942 году. Они потерпели сокрушительное поражение в районе атолла Мидуэй и у них не было сил. Это наши сибиряки, наша история, мы должны её хранить».
В 1942 году речники-сибиряки провели по каналу из Енисея в Обь колёсные пароходы «Капитан», «Пограничник», «Механик» и катер «Газоход-24», при этом пришлось частично разбирать как канал, так и суда. Сегодня канал притягивает туристов-экстремалов, а вдоль его берегов живут бежавшие в 1930 годы от Советов староверы.
«Этот прорыв был нужен, нужна была высоколегированная сталь — бронесталь, которая обеспечила победу на Курской дуге, — объясняет мэр Новосибирска Анатолий Локоть. — Наши моряки в суровых условиях 1942 года совершили этот подвиг, показав резервный путь. Почему подвиг? Кто был в сибирской тайге, знает, что это такое. Зимой это мороз, а летом — гнус, а тогда не было репеллентов, этой химии. Я не согласен с тем, что это оказалось никому не нужно. Неправда, это нужно и важно. Этот канал существует и может быть ещё востребован. И глубокий смысл, что этот памятник здесь открывает выпускник Института водного транспорта Олег Петрович Коляденко, ветеран, прошедший нелегкую службу в сильнейшей спецслужбе мира — КГБ СССР».
Мемориал речникам — очередной проект «Союза ветеранов силовых структур Родины» по сохранению памяти о подвигах сибиряков. В 2018 году их усилиями была установлена мемориальная доска Якову Новиченко, который спас жизнь Ким Ир Сену
«Половина участников похода была с Енисея, а половина из Западно-Сибирского Обского пароходства, — рассказывает депутат горсовета Сергей Бондаренко. — Нет ни одной фотографии, связанной с прохождением этого канала. Даже сейчас я с людьми встречаюсь, спрашиваю: „Обь с Енисеем соединяется?“ Никто не знает. О походе 1942 года никто не знает. В течение двух лет мы выставляли этот проект в рамках историко-культурной программы „Белый тополь“. На самом деле есть уникальный инженерный объект и есть подвиг. И как настоящий подвиг он безмолвен. О настоящих подвигах молчат».