Хочу высказаться по поводу повышения тарифов на проезд в общественном транспорте. Все утверждения о том, что это необходимо и «спасет» транспортные предприятия от разорения — лукавая позиция.
Нет, повышение тарифов на транспорт не необходимо. Оно не спасет общественный транспорт, а еще в большей степени его погубит. Именно к погибели общественного транспорта вела политика мэров.
Объясню.
В Новосибирске применяется неправильный подход к общественному транспорту как к «отрасли экономики». ОТ — не отрасль экономики, ОТ — элемент транспортной инфраструктуры города. Если требовать «окупаемости» от транспортной инфраструктутры города, то мы должны брать плату за проезд по всем мостам, дорогам, за передвижение по тротуарам и за переход по подземному переходу.
Из-за того, что ОТ у нас отнесли к «экономике», а дороги, парковки, мосты оставили в «инфраструктуре», случился перекос. Бюджет дотирует поездки на автомобилях. Реально сейчас дешевле ездить на автомобиле, если едешь вдвоем. Особенно — если добираться нужно с пересадкой.
Естественно, новосибирцы массово пересаживаются на автомобили. Статистика показывает постоянное снижение числа пользователей общественным транспортом и увеличение автомобилистов. К этому побуждает и стоимость проезда в общественном транспорте Новосибирска и его отвратительное качество.
О том, что общественный транспорт Новосибирска безобразно организован и представляет собой «барахолку на колесах» я уже писал. За четыре года мэрства Анатолия Локтя для исправления ситуации не было сделано ничего. По-прежнему маршруты дублируют друг друга, по-прежнему не организованы магистральные маршруты, о «сетевом тарифе» и «трамвайном ренессансе» много разговоров, но дел — в час по чайной ложке.
Единственный позитивный момент — 26 сентября горсовет принял ПКР ТИ (Программу комплексного развития транспортной инфраструктуры), которая является теперь единственным вменяемым документом транспортного планирования в городе. Но покажите мне программы, которые у нас исполняются.
Итак, перевозки на общественном транспорте должны дотироваться, должны быть хорошо организованы, должны быть приняты меры по привлечению пассажиров, маршрутная сеть должна быть логичной, понятной и удобной. Сегодня же она устроена так, чтобы перевозчик собрал побольше людей. Посмотрите, как идут маршруты по Родникам и Снегирям — пока автобус не объедет два микрорайона, он пассажиров в сторону центра не повезет. Житель может проехать полчаса и обнаружить, что автобус вернулся практически в точку старта.