11 мая в казанскую гимназию №175 пришел ее бывший ученик — 19-летний Ильназ Галявиев, и расстрелял учеников и преподавателей. Погибли семеро детей и двое взрослых. Всего с 2014 года в России было совершено более десятка нападений на школы, в большинстве случаев их учениками.
Тайга.инфо: Можно ли на основе имеющейся информации провести какой-то анализ и сделать выводы о психическом или психологическом состоянии казанского стрелка Ильназа Галявиева?
— Я думаю, там свое слово должны сказать психиатры, имеем ли мы дело со здоровым, допустим, в каком-то пограничном состоянии, или же мы имеем дело с больным, психически нездоровым человеком. У нас есть закон о психиатрической помощи, там четко определена схема признания человека больным. Комментировать конкретный поступок данного юноши я бы тоже не стал, потому что, исходя из тех кадров, что показывают, это прерогатива психиатров, разбираться, насколько он психически здоров. У меня тоже сложилось определенное впечатление, но я не буду его пока высказать.
Тайга.инфо: Если говорить в целом, почему дети вообще идут на подобные преступления, как этот стрелок в Казани, ведь это не первый случай массовых убийств в школах?
— Мое мнение — это акт отчаяния. Я, в рамках своей профессии, очень трепетно отношусь к смыслу слов. Мне часто родители задают вопрос: «Ну почему он кричит? Мы не можем сладить с ребенком, и он кричит». А что обозначает глагол «кричит»? Он обозначает то, что человек хочет, чтобы его услышали. А если его не слышат, он докрикивается какими-то другими способами. Очень часто ребенок попадает в ситуацию, когда его никто не слышит: ни родители, ни учителя, ни другие люди, и он вынужден, условно, защищать себя сам. А способы защиты могут быть разными. Ребенок выбирает их, исходя из своих внутренних установок и очень часто не отдает себе отчета, у него нет еще устоявшихся социальных норм и критического отношения к содеянному в силу возраста. Он может выбрать способ абсолютно неадекватный для нас, для взрослых. И когда взрослые обсуждают подобные случаи, они оценивают их с точки зрения взрослого человека — они осознают ответственность, принятые нормы и они критичны к своим действиям. Ребенок часто не включен еще в социальные рамки и недостаточно критичен для того, чтобы отдавать отчет своим действиям. Разумеется, это никоим образом его не оправдывает, но, по крайней мере, мы должны его попытаться понять, что им двигало? И очень часто им двигало вот это желание защитить себя.
Тайга.инфо: И в том числе с оружием в руках?
— Да. Мы должны понимать его уровень психологического развития, психологической зрелости, понимать, что он не готов еще отвечать и критично оценивать те действия, которые он совершает.
Тайга.инфо: А почему он выбирает именно самый жестокий, кардинальный способ защиты?
— Он выбирает тот способ, который ему доступен. Допустим, возьмем маленького, хилого, плохо учащегося ребенка с низкой самооценкой, над которым издеваются в классе. Кто-то из них идет в секцию бокса, «чтобы всех побить, кто меня обижает», кто-то понимает, что секция не спасет, он затихает, терпит и жестоко ненавидит своих обидчиков, а кто-то решает, что он не может физически воздействовать, но у папы есть ружье, например, «и против этого вы, ребята, уже не поспорите». При этом, я повторюсь, он не понимает того, что это преступление. Для него его действия — это защита от людей, которые его обижают.
Тайга.инфо: Можно ли винить в этом компьютерные игры-стрелялки, жестокость в фильмах или примеры вроде массового расстрела одноклассников в американской школе «Колумбайн», которые они воспринимают как руководство к действию? Это, к слову, одно из самых популярных мнений относительно причин школьных расстрелов.
— Даже если он посмотрел фильм или еще что-то, это не определяет его решение. Какой способ он выберет, зависит от того окружения, информационного шума и всего прочего, в который он погружен. Внешние подсказки, это на последних этапах уже, когда он сидит перед выбором: хочу всех идти убивать, и что мне лучше выбрать: ружье или нож. Условно говоря, когда план уже созрел. И вот тут на последнем этапе информационная подпитка включается: игра или кино. Но не игра его натолкнула на желание всех убить. Желание всех убить уже было, а игра ему подсказала, грубо говоря, способ. Поэтому обвинять интернет или игры неправильно, все гораздо глубже. Это не является определяющим. Определяющим в этой ситуации является отчаяние и одиночество. При условии, что мы не говорим о психически больных детях.
Возвращаясь к этому стрелку из Казани, про него говорили, что «он был очень тихим, никому не мешал». Понимаете? Он был очень удобным ребенком: тихим, никому не мешающим, на него особого внимания никто не обращал. Если бы он был хулиганом каким-то, он бы был больше включен в эту социальную систему отношений. Его бы ругали, он был бы на виду. Я думаю, если есть такая статистика, то вряд ли среди детей и подростков, совершивших эти ужасные акты, были такие крепкие завзятые троечники, которые являются предводителями групп в классе, потому что у них нет необходимости и повода это делать.
Тайга.инфо: Но часто родители винят в плохом поведении и успеваемости в школе именно гаджеты, компьютеры, соцсети и интернет. Они действительно так негативно влияют на детей?
— Да, многие считают, что это компьютеры и телефоны виноваты. Но технические средства не могут быть виноваты. Есть много детей, которые не сидят в интернете, в этих гаджетах, хотя и имеют такую возможность. Это зависит в первую очередь от семьи. Если мама, чтобы занять ребенка, дает двухлетней дочке телефон и сама сидит при этом в телефоне, разве удивительно, что и став взрослой ребенок будет продолжать это делать. Потому что это удобно. А если ребенок в школе ни с кем не общается и дома он никому не нужен, то ему куда деваться-то? Он идет в интернет и находит там людей, которые якобы его понимают. Вот он и влезает в эти всякие группы и непристойные компании. Раньше такие дети книжки читали, теперь возможностей больше. Мы не можем запретить эти технические средства и не можем предотвратить развитие этой ситуации, зато очень удобно сделать это виноватым и закрыть глаза на проблемы в семье. Давайте сначала разберемся, почему он сидит в этом гаджете, когда вы вообще с ребенком разговаривали? Почему детям сейчас проще общаться в интернете? Потому что такой тип общения не требует эмоциональной включенности. Обезличенность такая. Так проще. Там эмоции обозначаются смайликами. И эта проблема тоже не из интернета пришла, это следствие недостатка общения в семье, в том числе.
Тайга.инфо: Как родителям понять, что с ребенком происходит что-то не то? Если ребенок проявляет склонность к насилию и агрессии, что с ним делать?
— Как понять, что у вашего коллеги что-то происходит в жизни? Он либо вам сам расскажет, либо вы считаете его эмоции, которые не можете ему запретить проявлять. Ребенок тоже проявляет эмоции, когда у него что-то не так. Как минимум, родители должны смотреть и слушать ребенка. Это первое. А второе, если ребенку все время запрещать проявлять эмоции, типа «чего разнылся, как баба? Ты же мужик!» и так далее, то через некоторое время ребенок просто перестанет проявлять эмоции, и вы тогда точно не увидите, что у него что-то не так. Надо научиться слышать и эмоционально чувствовать ребенка, дети живут эмоциями и их проявляют. Если ребенку не запрещать проявлять эмоции, он не будет проявлять агрессии. Агрессия — это задавленный вовнутрь крик, который вырвался оттуда в гипертрофированной форме.
Тайга.инфо: Но это мы говорим о нормальных детях, у которых нет психических расстройств?
— Есть психически больные дети с так называемым верифицированными психическими расстройствами, это тема отдельная. А есть дети с поведенческими нарушениями, пограничные дети. Они не больны психически, но у них есть поведенческие нарушения, в основе которых различные факторы, например, нейропсихологические проблемы, проблемы воспитания и так далее. Эти проблемы сформировались как поведенческий ответ на те фрустрирующие факторы, которые их окружают. В любом случае основа этих поведенческих отклонений — среда, внешние и социальные воздействия. А нарушение поведения изнутри — это психические расстройства.
— Почему часто девиантным поведением отличаются дети из так называемых благополучных семей, у которых есть деньги, воспитание, образованные родители?
— Здесь главное слово «так называемые БЛАГОПОЛУЧНЫЕ семьи». А благополучная семья — это внешняя оценка. Деньги, мама, папа и так далее — это еще не эмоциональный строй семьи. Благополучная с точки зрения внешней оценки семья еще не значит, что она благополучная внутри. К слову, самую большую любовь к матерям проявляют дети из самых асоциальных семей. Мать его бросила, в детдом сдала, ему говорят: «Вот посмотри, какая у тебя плохая мать!». А он из кожи вон будет лезть, доказывая, что она хорошая, она его любила, это просто обстоятельства ее заставили так сделать.
Тайга.инфо: С чем это связано?
— Сложно сказать. Возможно, это связано с тем, что для ребенка родитель — это как бог, который всегда прав. И если родитель гневается, то ребенок объясняет себе, что это он виноват в том, что родитель так к нему относится. Ребенок не разбирается, что, допустим, начальник наорал на работе на его отца, тот пришел домой: кошку пнул, сына ударил, на всех накричал и спать пошел. Ребенок не понимает, что у папы был плохой день. Ребенок решает, что он сам плохой, он виноват и папа на него разорался.
Тайга.инфо: Все чаще в соцсетях появляются видеоролики, в которых дети проявляют свою жестокость по отношению к животным или к сверстникам. Детская жестокость, снятая детьми на видеокамеру для соцсетей, это веяние времени или банальное самоутверждение?
— А это разные вещи. Те девочки, которые толпой бьют кого-то на камеру… Если вы посмотрите, то бьют они как раз тех тихих, забитых детей. То, что они снимают на камеру, это то, что формируется обществом сейчас: как-то нужно себя проявить, но я не могу стать блогером с многотысячными подписчиками, в какой-то области у меня мозгов не хватает, но я же должен как-то где-то засветиться. Такое поведение и есть как раз стремление проявить себя, как-то выделиться, любым способом, любой ценой. Это примета времени и появившейся возможности большего охвата аудитории. Раньше что делали: пошли за школу и друзей позвали, чтобы видели, его социальная группа из класса тоже идет и все подзуживают «давай, давай!». Теперь то же самое, только появились технические возможности расширения аудитории. А суть осталась та же. И плюс всеобщая истерия — демонстрация самих себя. Во многом это от скудности ума, плюс снижение культурного уровня, уровня образования, интеллигентности. А говорить о том, что это интернет так влияет, нет, интернет просто дает возможность более широкой аудитории. Самое интересное, что вот эти дети, которые снимают на камеру, как бьют слабых и беззащитных или убивают животных, вряд ли совершат те ужасные деяния, которые совершил стрелок в Казани или Керчи.
Тайга.инфо: То есть, они таким образом свою агрессию проявляют?
— А это даже не агрессия! Если их спросить, то их мотивом не агрессия будет, а желание самоутвердиться, показать, «какой я крутой». А если говорить о подобных случаях, как в Казани, то такие видео или посты в соцсетях — это не желание самоутвердиться, это такая внутренняя боль, которая вылезла наружу. Это месть за годы унижений, проблемы с родителями, это такой же крик. Если там в первом случае, когда бьют толпой и снимают на смартфон — это «самоутверждение»: «Вот, смотрите, мы тут девками собрались и ее отпинали», то в случае со стрельбой — это крик о том, что «у меня больше не осталось выбора».