«Все уперлось в бумажки»: сибирские буддисты рассказали о преградах в миссионерстве

11.02.2019 15:45

«Все уперлось в бумажки»: сибирские буддисты рассказали о преградах в миссионерстве

Холл киноконцертного комплекса имени Маяковского наполнился многоязычным гулом. Люди, похожие на горных туристов и хиппи, разговаривали на английском, французском, немецком, испанском и, кажется, вообще всех европейских языках. Они уже послушали объяснения основ буддизма от «путешествующих учителей» и готовились встретиться с Ламой Оле Нидалом на его лекции «Великая Печать».

«Это наше 28-е путешествие по России, то есть 28-ой год мы едем по Транссибу. Здесь, в Новосибирске, у нас крупная община, — рассказал президент российской ассоциации буддистов Алмазного пути Александр Койбагаров. — К нам приходит мало индийцев, которые традиционно исповедуют буддизм, но приходят все остальные — есть [общины] и в Улан-Удэ, и в Калмыкии, и в Туве. По России у нас около 100 центров от Калининграда до Камчатки и Сахалина».

Для буддистов Алмазного пути школы Карма Кагью очень важны непосредственные встречи с учителем. Эта линия основывается на устной передаче знаний и обучении практике медитации. Первая российская община этой школы появилась в Ленинграде в 1989 году.

Главный «алмазный» буддист России Койбагаров опроверг возможность конфликта с другим крупным в стране объединением — бурятскими буддистами во главе с Хамбо-ламой. Первые подчеркивают свою связь с тибетским буддизмом, вторые — независимость. «Каждый раз, когда мы встречаемся, традиционно дарим ему красный чай. У него прекрасные отношения с нашим ламой: они шутят, медитируют вместе, обмениваются табаком», — отметил он.

Главный «алмазный» буддист России Койбагаров опроверг возможность конфликта с бурятскими буддистами во главе с Хамбо-ламой

Лама, которого имел в виду Койбагаров, Дамба Аюшеев, впрочем, говорил, что бурятские буддисты должны относиться к Карма Кагью и дзэн-буддизму «как православные к пятидесятникам».

Койбагаров также рассказал Тайге.инфо об «осложнении» деятельности буддистов их школы из-за ужесточения законодательства о миссионерской деятельности. «Все уперлось в бумажки. Каждый человек, который хочет рассказать о буддизме, он должен иметь бумажку — удостоверение миссионера. Хотя мы не считаем буддизм религией, — говорит буддист. — Я был ученым, я был атеистом, отошел от марксизма, пришел к позитивизму. Но когда я стал буддистом, я остался атеистом. Если вы хотите прочитать лекцию о пользе белых грибов, вы не миссионерствуете. Вы не говорите, что остальные грибы плохие, и надо есть только белые. Так же и у нас. Но мы просто приняли к сведению новые законы, написали много бумажек, поставили много печатей, удовлетворили интерес всех органов и служб, которые нами интересуются».

Лекция Ламы Оле Нидала проходила на английском языке, синхронный перевод был доступен на радиочастоте. Однако айфон почему-то не подключался к ней, но можно было «взять в аренду» кнопочный телефон Irbisc наушниками за 600 рублей «пожертвования». Пластиковые ящики с надписью «добровольное пожертвование» стояли на каждом столе, купюр к началу лекции там было немало. Перевод, однако, был не идеальным — звук был перегружен, и переводчик просил звукорежиссера что-то с этим сделать. Вряд ли лама говорил: «Отключите меня от подслушки».

В зале была суматоха. Иностранные гости ходили туда-сюда в поисках места поприличнее, комментируя состояние кресел в кинотеатре Маяковского не иначе, как «fuc***seats». Модераторы лекции приглашали сдать вещи на благословение ламой, а также напоминали, что первые ряды предназначены для новичков — тех, кто впервые увидит Оле Нидала.

Пластиковые ящики с надписью «добровольное пожертвование» стояли на каждом столе, купюр к началу лекции там было немало

Лама вышел спустя 40 минут после назначенного времени начала лекции. Он, приветствуя аудиторию, направился к белому трону, похожему на те древние каменные престолы, на которых изображают древних лам.

Оле Нидал рассказывал о разных школах медитации и спрашивал аудиторию, кто чувствует себя уверенно в знаниях о буддизме. Обсудили также самосовершенствование (посредством медитации), немного пошутили. «Я долго учился сосредоточенности, поэтому прежде чем кидать в меня тухлые помидоры, подумайте о том, не прилетят ли они обратно в вас», — отметил он.

Это неудивительно, потому что Оле Нидал — датчанин по происхождению, который, как пишут исследователи, адаптирует тибетский буддизм для западной культуры. Критики упрекают его в недостаточной глубине высказываний и чуть ли не сектантстве. Припоминают ему и ксенофобские высказывания об исламе, который он называл одной из вещей, «которые могут уничтожить мир».

«В учении Нидала нет ориентации на определенный социально-политический образец будущего в виде гармоничного и справедливого общества, нет социальной утопии, а есть стремление к формированию личности, отстраненной от тягостных социальных проблем, стремление убедить адептов этой веры в возможность стать идеалом совершенства — буддами и сохранить при этом потребительски-гедонистический образ жизни западного общества, став, так сказать, буддистами-плейбоями», — пишет российский религиовед Евгений Балагушкин.

Сторонники, однако, считают, что такая трактовка не совсем верна. «Он простыми словами рассказывает о сложных вещах. Ты слушаешь Оле Нидала, проникаешься его идеями, а потом уже сам изучаешь все глубже», — рассказал Тайге.инфо один из посетителей встречи с ламой.

Встречи буддистов Алмазного пути продолжались в кинотеатре Маяковского три дня. С 11:00 до 20:00 они слушали про буддизм и медитировали.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Ученые объяснили, почему нельзя игнорировать детский плач Результаты ЕГЭ-2018 по русскому языку станут известны до 20 июня Врачи пояснили, о чем может сигнализировать сонливость во время рабочего дня Профилактика варикоза на ногах: советы для мужчин и женщин Польза от черного чая

ЦИТАТА "Подтверждение долгосрочных РДЭ отражает неизменное мнение Fitch о перспективах поддержки банков."
© Fitch Ratings
Лента публикаций