Несколько лет испытаний беспилотного кроссовера Volvo XC90 не прошли даром: автомобиль станет серийным и будет выпущен тиражом в десятки тысяч экземпляров.
В 2016 году Volvo и Uber объявили о сотрудничестве в области систем автономного вождения, после чего опытные кроссоверы Volvo XC90, снабжённые необходимой аппаратурой, отправились под присмотром испытателей бороздить просторы американского города Питтсбург (штат Пенсильвания), а затем перебрались в другие города и штаты, чьи власти лояльно относятся к инновационным разработкам в области автомобильного транспорта.
Всё шло более-менее хорошо до вечера 18 марта 2018 года, когда в городе Темпе (штат Аризона) беспилотник насмерть сбил бездомную женщину, пересекавшую проезжую часть вместе со своим велосипедом (погибшая катила его рядом с собой). Аппаратура распознала помеху, но неверно её интерпретировала и не активировала тормозную систему, штатные системы активной безопасности Volvo были отключены, водитель-испытатель Рафаэла Васкес вместо того, чтобы смотреть на дорогу, смотрела шоу «Голос». В итоге вышел большой скандал, расследование и заморозка программы испытаний. Она возобновилась в сильно усечённом формате лишь в конце прошлого года: на ограниченной территории, со скоростью не более 40 км/ч, с двумя надзирателями на борту и системой удалённого контроля за надзирателями из штаб-квартиры разработчика.
К тому времени назрел и общеотраслевой скепсис по поводу беспилотников, так как стало ясно, что их массовое внедрение упирается в неразрешимые этические противоречия (в частности, невозможность переложить ответственность за ДТП с человека на машину), а раз нет массового внедрения – нет и бизнеса. Автоконцерны стали замораживать или сокращать свои программы разработки систем автономного вождения, но Volvo и Uber, как оказалось, от своей идеи беспилотного такси не отказались.
На этой неделе партнёры представили серийный вариант самопилотируемого кроссовера Volvo XC90, который будет выпущен в количестве «десятков тысяч». Выглядит он, в сущности, так же, как опытный образец 2016 года, только конфигурация «люстры» на крыше изменилась. За эту надстройку отвечает Uber, и её технические параметры не разглашаются – ясно лишь, что лидар остался и даже увеличился в размерах. Штатные органы искусственного зрения XC90 тоже используются, они интегрированы в общую систему управления, контролируемую искусственным интеллектом. Кроме того, кроссовер на всякий случай снабжён вспомогательными системами для рулевого управления и торможения, питаемыми от собственного аккумулятора – если автоматика откажет, дублирующие системы остановят машину.
Сообщается, что Uber будет использовать кроссоверы Volvo «для оказания услуг беспилотного райдшеринга», но когда, где именно и на каких условиях, не уточняется. Вероятно, услуга будет доступна в США, где уже есть более 210 тысяч км дорог, приспособленных для движения беспилотников. GM, например, для езды по этим трассам предлагает на Кадиллаках систему автономного вождения Super Cruise третьего уровня по классификации SAE, то есть машина едет сама, но человек должен быть готов в любой момент взять управление на себя.
Между тем глава компании Tesla Илон Маск в феврале пообещал представить полнофункциональный беспилотник к концу 2020 года, но предупредил, что эксплуатацию таких машин могут не разрешить власти. После очередного смертельного ДТП с участием «автопилота» Теслы можно не сомневаться – не разрешат.