На форуме «Наука, свобода и нравственность», который прошел в большом зале новосибирского правительства, ждали полпреда президента Сергея Меняйло, губернатора Андрея Травникова и спикера заксобрания Андрея Шимкива. Вместо них к журналистам вышла доцент Новосибирского медуниверситета Анна Усова, которая должна была выступить с докладом «Формирование семейной культуры как фактор сохранения нации».
«Сегодня очень сложно повлиять на людей в деле создания семьи. <…> Женщины больше нацелены на карьеру», — отметила она.
Усова призвала православную церковь «очень аккуратно» мотивировать людей к созданию семьи, «потому что у нас свободное общество».
Зампред новосибирского правительства и министр юстиции Наталья Омелёхина объяснила отсутствие губернатора «плотным графиком». Чиновница уверена, что «мы все понимаем, что наша страна находится на пороге грандиозных преобразований». С ними поможет нацпроект «Наука», который «имеет особое значение» для новосибирцев из-за наличия Академгородка, считает Омелёхина.
«Но нельзя не заметить, что современные научные знания могут служить не только мощнейшим созидательным оружием, но могут выступать и серьезным разрушительным инструментом. Поэтому очень важно то, какие люди сегодня занимаются наукой, какими моральными и нравственными свойствами они обладают, каким видят они свое будущее, будущее нашего региона, нашей страны и мира в целом, — сказала Омелёхина. — <…> Я убеждена, что высокие нравственные ценности и служение не только науке, но и государству, своему народу должны быть основополагающими в любой научной деятельности. И очень важно, что к сегодняшнему диалогу подключились представители церкви как одного из ведущих институтом духовного развития современного общества».
Митрополит Новосибирский и Бердский Никодим заявил, что «этот форум — уникальная площадка для диалога старшего поколения с младшим», «место общения властных и научных структур с молодыми учеными, общественностью и представителями традиционных религий». Корреспондент Тайги.инфо, однако, не заметил на мероприятии служителей других вероучений, кроме РПЦ. Православное священство в служебных одеждах заняло ровно половину центрального стола — одного из священников организаторы специально пересадили из зала на пустующее место.
«Только вместе мы сможем достойно ответить на поставленные вопросы, обозначить роль нравственности в науке, определить понятие свободы исследователя, а также ее допустимые границы», — добавил владыка.
«Когда работают ученые, они должны иметь очень большой запас нравственности», отметил председатель Сибирского отделения РАН, академик Валентин Пармон.
«То, что касается нравственности РПЦ в истории России. Вы знаете, что история России по-серьезному началась именно с вхождения сюда православной церкви. Она принесла алфавит, она принесла культуру, она помогала осваивать новые территории. Огромная роль церкви была во время Великой отечественной войны. Потому что советский народ — это не только народ, у который есть в России, но и наш славянский мир, — заявил глава СО РАН. — Мы были едины, и только в этом единстве, из-за того, что была нравственность, поддержанная церковью, нам удалось победить в страшной войне».
Академик заявил, что наука и религия не противопоставлены друг к другу, «это абсолютно не так». Пармон рассказал о двух встречах с патриархом Кириллом, в ходе которых он понял, что «противопоставления никакого нет».
«Сохранение российского дома, русского дома сейчас является одним из самых главных приоритетов не только для церкви, но и для страны», — заявил академик.
Пармон рассказал, что СО РАН будет поддерживать исследования, связанные с медициной и военными технологиями, «потому что если защитники нашей Родины не будут нравственно настроены, что они патриоты великой страны, у нас тоже ничего не получится».
За полпреда президента Сергея Меняйло, который улетел в командировку, выступала начальник департамента экономической и социальной политики его аппарата Елена Репина-Гаврикова. Она заявила, что молодые сибирские ученые «активно участвуют в реализации тех задач, которые ставятся президентом».
«Ваше влияние на процесс формирования мировоззрения молодых людей еще очень важно потому, что у нас в округе 145 вузов. У нас более 550 тыс. студентов. И это большая армия молодежи, которая близка вам по возрасту, по ощущениям и ваше влияние на их мировоззрение может быть наиболее понятно и близко, — обратилась чиновница к молодым ученым. — <…> Самое сложное сегодня — это найти аргументацию его [мировоззрения] жизнеспособности в том многофакторном восприятии событий как в социально-экономической, так и общественно-политической сфере. Нужно суметь привлечь на свою сторону и быть в этом уверенном самому, с точки зрения и научной идеологии, и нравственности».
Репина-Гаврикова отметила «большую созидательную роль» епархии РПЦ, которая выражается в «росте интереса к истории нашей страны и истории церкви».
Доктор богословия и кандидат технических наук иеромонах Мефодий напомнил участникам форума, что Высшая аттестационная комиссия признала теологию наукой. Он заявил, что «понятие личности было открытием христианства».
«Западная цивилизация стоит на той позиции, что человеческая личность — это результат разных эволюционных и цивилизационных процессов. В этом смысле он может быть воспринят лишь как энергетический сгусток с некоторыми факторами, отличающими его от других. <…> Человек — некий биоиндивид. С точки зрения христианской онтологии, мы не можем рассмотреть это как полноценный ответ», — сказал Мефодий.
Он добавил, что «псевдорелигиозные течения и секты» представляют человека как «духовное существо, которое стремится освободиться от материи, что приводит иногда к его готовности к преждевременному окончанию жизни».
«Например, такое было движение „синие киты“ в компьютерном мире, когда дети уходили в мир иной через самоубийство, когда им кто-то рисовал красивые картинки, как будет там хорошо, — пояснил иеромонах. — Их там встретят синие киты, там не будет двоек в школе и проблем с родителями. Это вписывается в вектор отрыва человека от материи, от социума, это экзистенциальные попытки на уровне [французского писателя Жан-Поля] Сартра и других мыслителей освободиться от того, что необходимо и получить свободу».
Представитель РПЦ рассказал, что западная лингвистика не признает существование уникальности классических текстов и считает их «результатом пиара», однако отечественным лингвистам удалось это опровергнуть. Он заявил, «за этим есть идеологическая подоплека», потому что «личность влияет на природу, и природа материи текста получает личностный отпечаток».
«Сейчас очень популярно приравнивать национал-социализм и коммунизм, что это равные тоталитарные структуры, которые заслуживают одинакового осуждения, — посетовал иеромонах. — Но если отбросить море эмоций, которые возникают у большинства людей, которые помнят, что такое война, и не связывать это с вопросом только патриотизма, здесь есть богословская методика, при помощи которой мы могли проанализировать состояние советского народа на границе жизни и смерти и общества национал-социалистического. Хотя есть люди уникальные, которые со стороны немцев не хотели воевать или со стороны русских были предателями».
Представитель РПЦ заявил, что «идеология советская была куда более соборна и более близка к христианской» по сравнению с нацистской Германий, сославшись на солдата вермахта, который назвал своих противников «особой расой». «Этнический континуум» был «не чисто русский, а российский, советский», а жителей СССР «можно назвать новой расой людей», заявил иеромонах.
«На это закрывает глаза политическая элита Запада, которая пытается приравнять совершенно разные ментальности», — сказал Мефодий.
Позже иеромонах напомнил, что богословская наука в России менее развита чем на Западе, «на протяжении 70 лет» «потому что люди или в лагерях сидели, или в эмиграцию уезжали».
Доктор философских наук Владимир Супрун заявил, что «наука и духовные ценности находятся в меняющемся мире», а «молодые подвержены этим изменениям». Он рассказал, что «последняя свадьба», которую он наблюдал в одном из датских городов, где преподавал, «была цыганской».
«Наблюдается совершенный отход от обсуждения каких-либо религиозных тем. Это считается чуть ли не неприличным», — заявил Супрун. — <…> Тема личности трактуется исключительно в политическом ключе: политические права и свободы, суверенитет личности. Но не толкуется как проблема нравственная. Считается, что нравственность — это удел каждого отдельного человека. Но если мы проедем в любом метро, то мы видим огромное количество людей, уткнувшихся в гэджеты (произношение сохранено — прим. Тайги. инфо), телефоны — они даже газеты не читают. А кто заполняет эту площадку, этот экран? Там, думаете, новости?"
Владимир Супрун заявил, что «американцы провели исследования, что там обычно игры, там нет напряжения мысли». Без «напряжения мысли» не может сформироваться личность ученого, уточнил он.
«Если ученый будет играть в игры, я бы хотел посмотреть, как Валентин Николаевич [Пармон] к этому отнесется, что его аспиранты сидят и играют в эти игры. И после этого время от времени они приходят в лабораторию и что-то там делают», — сказал Супрун.
Доктор философских наук добавил, что темы мероприятия «сложные для форума молодых ученых и даже для форума старых ученых».