«Регионы СФО направили на экспорт более 87 млн тонн угля, в прошлом году, за этот же период 79,6 млн тонн», — заявил ТАСС член комитета по энергетике Госдумы РФ Виктор Зубарев.
В торговле со странами дальнего зарубежья, по данным Сибирского таможенного управления, топливно-энергетические товары (преимущественно — каменный уголь, нефть сырая, нефтепродукты, кокс из каменного угля) составляют более 48% от всего стоимостного объема экспорта. По сравнению с первым полугодием 2017 года физический объем экспорта топливно-энергетических товаров увеличился на 9,5%, стоимостной объем — на 24,8%.
По словам депутата, рост экспорта угля обусловлен высоким спросом прежде всего в государствах Азии. «Российский уголь удовлетворяет зарубежных клиентов по соотношению цена — качество, поэтому можно предположить, что рост вывоза топлива будет продолжаться», — считает он.
В первом полугодии 2018 года, как следует из статистики таможенников, регион отправил в Корею более 10,6 млн тонн каменного угля — эта страна лидирует по закупкам топлива. Вторым идет Китай, туда поставлено более 8,3 млн тонн. Япония импортировала около 7,2 млн тонн угля. Судя по данным за первое полугодие 2017-го, поставки увеличились в Китай и Японию.
Растущий спрос в том же Китае, как уже писала Тайга.инфо, скорее связан с выводом угледобывающих мощностей на территории страны, которая намерена сделать свою промышленность более чистой. Однако темпы закрытия шахт опережают скорость закрытия угольных ТЭС и металлургических предприятий.
Виктор Зубарев отмечает необходимость дальнейшего развития логистической инфраструктуры по доставке угля к портам и расширение портовых мощностей: «Такие проекты есть и реализуются. Мы также ждем запуска строительства дороги Элегест — Курагино — Кызыл, что позволит увеличить экспорт качественного угля из Тувы».
По итогам состоявшегося недавно 15-го заседания российско-китайской межправкомиссии по энергетике замминистра энергетики Анатолий Яновский назвал угольную сферу одним из важнейших направлений сотрудничества двух стран. «Китай является наиболее перспективным потребителем российского угля. Поставки угля из России в Китай увеличились с 17,3 млн тонн в 2016 году до 25,6 млн тонн в 2017 году», — напомнил Яновский.
Как следует из протокола межправкомиссии, Россия намерена увеличить экспорт угля в Китай и с этой целью будет развивать логистическую инфраструктуру.
«Стороны считают целесообразным продолжать работу по обеспечению необходимой пропускной способности погранпереходов и возможности увеличения поставок российского угля в Китай железнодорожным транспортом», — цитирует документ «Интерфакс».
Среди основных инфраструктурных проектов, названных в документе — реконструкция станции Забайкальск, строительство второго пути на участке Борзя-Забайкальск и его электрификация, реконструкция станции Гродеково, строительство железнодорожной инфраструктуры участка Махалино-Камышовая-госграница.
Помимо этого, планируется строительство моста через Амур Нижнеленинское-Тунцзян, развитие и реконструкция участка Биробиджан-1 — Ленинск.