В Брюсселе начался двухдневный внеочередной саммит Европейского союза. Через две недели там должно пройти еще одно, уже плановое заседание европейских лидеров, а значит, руководители стран-членов встретятся аж два раза за один месяц. При нынешней концентрации событий это объяснимо: обсудить все сюжеты последних месяцев за два дня и принять по ним какие-то решения невозможно. На повестке стоят отношения ЕС с Турцией в связи с обострением в Средиземноморье, взаимодействие с Китаем, кризис в Белоруссии и ситуация вокруг Алексея Навального — причем, как ни странно, средиземноморский и белорусский сюжеты друг с другом тесно связаны. Накануне в экстренном порядке к этим темам добавился еще и Нагорный Карабах.
Обсуждение белорусского кризиса, который начался после президентских выборов 9 августа, в Евросоюзе в последнее время очевидно пробуксовывает. О том, что руководство республики столкнется с санкциями, Брюссель заявил почти сразу. Однако прошло почти два месяца, а меры так и не приняли.
В принципе, сам пакет уже давно согласован — он подразумевает заморозку активов и запрет на въезд в ЕС для тех белорусских руководителей, которые «ответственны за насилие [во время протестных акций], репрессии и фальсификации итогов президентских выборов». Собеседники «Известий» в структурах Евросоюза неоднократно подчеркивали, что ограничения коснутся конкретных людей, а не белорусского народа. Предварительно в санкционный список включили 40 официальных лиц. Вошел ли в их число президент Александр Лукашенко, неизвестно.
Согласованные меры 27 европейских министров иностранных дел должны были одобрить на встрече 21 сентября, однако этого так и не случилось. А всё потому, что против высказался Кипр, который требует от партнеров отреагировать на действия Турции в Средиземном море. Дело в том, что Анкара начала разведку газовых месторождений на спорных участках шельфа в восточной части Средиземноморья, против чего высказываются Греция и Кипр. Еще в начале лета последний призвал Брюссель ввести санкции против турецких компаний и людей, участвующих в геологоразведке. Евросоюз же отношения с Турцией обострять не хочет.
Как сообщило накануне саммита агентство Reuters со ссылкой на высокопоставленного европейского дипломата, Брюссель может «припугнуть Анкару ответными мерами, если она продолжит бурение и другие провокации в водах Кипра и Греции». Таким образом ЕС попытается убедить Никосию снять вето с белорусских санкций. Другая организация — НАТО — уже перешла к конкретным действиям: 1 октября альянс объявил о формировании двустороннего механизма для разрешения конфликта, который подразумевает работу горячей линии между Грецией и Турцией.
По оценке экспертов, вопрос о введении ограничений в адрес Минска пока остается открытым, однако белорусское руководство без рестрикций вряд ли останется.
— Думаю, что санкции, которые сохранялись против правящей элиты Белоруссии до 2016 года, будут снова введены, — сказал «Известиям» глава департамента Центральной и Восточной Европы Фонда Фридриха Эберта, руководитель регионального управления по безопасности и сотрудничеству в Европе (Вена), эксперт клуба «Валдай» Рейнхард Крумм. — Кризис в Белоруссии не разрешится сегодня или завтра. Поэтому санкции — это только вопрос времени.
По словам опрошенных «Известиями» европейских политиков, во внутрибелорусском конфликте Брюссель не нейтрален.
Вместе с тем в объединении есть и те, кто высказывается против европейского участия. Как заявил чешский евродепутат Хинек Блашко, «Белоруссия — суверенное государство, и никто извне не может давать рецепт, как решать проблемы внутри страны».
По теме: Подальше от соседей. Зачем Лукашенко закрывает Белоруссию
Другой вопрос на повестке — дело о якобы отравлении российского оппозиционера Алексея Навального. Эта тема дала повод говорить не только о новом расколе в отношениях Москвы и Брюсселя — их противостояние уже стало новой нормой, — но о деградации контактов между РФ и Германией. Так, глава МИД ФРГ Хайко Маас, выступая 29 сентября с трибуны Генассамблеи ООН, в очередной раз призвал Россию «предпринять больше усилий для расследования этого дела». «Подобный случай должен иметь последствия. Поэтому ЕС оставил за собой право на введение санкций», — сказал он.
Ситуация с Алексеем Навальным активизировала в Евросоюзе обсуждение механизма, аналогичного американскому «акту Магнитского». Его идея в том, чтобы вводить санкции в отношении тех, кто, по мнению Брюсселя, причастен к нарушению прав человека. По словам собеседников «Известий» в ЕС, сейчас согласовываются параметры этого механизма. На нынешнем саммите Евросоюз его не примет — по данным СМИ, итоговая реакция на это дело сведется к тому, что страны-члены осудят события, связанные с якобы отравлением оппозиционера.
В Москве заявления Брюсселя и перспективу новых санкций резко раскритиковали. Как заявил ранее постпред РФ при ЕС Владимир Чижов, запуск этой схемы станет «очередным близоруким шагом, в одностороннем порядке ухудшающим и без того отнюдь не идеальные отношения России с Евросоюзом». Российская сторона неоднократно посылала запросы Германии с предложениями о сотрудничестве. Но официальных ответов так и не последовало.
По делу Алексея Навального страны ЕС выступают с разной риторикой. Так, посол Франции в России Пьер Леви во время пресс-конференции в Екатеринбурге 30 сентября заявил: «Не только Европа, но и другие страны ждут прояснения ситуации. Но это не ухудшает отношения с Россией и не вредит тем стремлениям, которые у нас есть, в сфере развития экономики, сотрудничеству в области безопасности с Россией».
По теме: Возвращение: Алексей Навальный хочет вернуться в Россию
Еще один конфликтный вопрос — обострение в Нагорном Карабахе — возник на повестке саммита в последний момент. Как сообщают СМИ, по итогу встречи лидеры ЕС призовут стороны конфликта к «немедленному прекращению боевых действий», а третьи страны — не вмешиваться в ситуацию.
С таким заявлением 1 октября уже выступили лидеры России, США и Франции: Владимир Путин, Дональд Трамп и Эммануэль Макрон призвали Азербайджан и Армению добросовестно и без предварительных условий возобновить переговоры при содействии сопредседателей Минской группы ОБСЕ.
Что касается Евросоюза, то в урегулирование этого конфликта он не вовлечен, а потому и влияние его там ограничено.
По словам эксперта, ЕС до сих пор не может похвастаться по-настоящему общей внешней политикой: в этом отношении у стран нет единого понимания. Кризис в Белоруссии и конфликт в Карабахе лишний раз это доказывают, подытожил политолог. Источник