Ораторское искусство: как не бояться публичных выступлений

01.09.2020 19:34

Ораторское искусство: как не бояться публичных выступлений

Это поэтами рождаются, а ораторами становятся, утверждал Цицерон. Но если сочинение стихов — занятие, как правило, добровольное, то выступление перед публикой — часто обязанность, от которой не отвертеться: тосты, лекции, презентации и доклады случаются в жизни каждого. О том, как подготовиться к речи с микрофоном или на камеру, какой перекус может испортить голос и почему не стоит представлять слушателей голыми, — в нашем материале.

Испытывать мандраж перед выступлением — совершенно нормально, волнуются даже опытные ораторы: немного адреналина, напротив, окрыляет. А вот если страх сковывает так, что трудно пошевелиться, можно попробовать несколько приемов. Например, популярный совет — представить слушающих вас людей без одежды. Правда, Рон Хофф, известный тренер по ораторскому искусству, хоть и назвал в честь этого лайфхака свой бестселлер “Я вижу вас голыми”, считал его вредным.

С ним согласна преподаватель сценической речи Ирина Свирина: “Переживание речи как пытки и стремление довести ее до такого абсурда — путь в никуда. Ведь суть — общение с публикой: это удобная и обычно нечастая возможность высказать свои идеи большому числу людей. Так зачем над ними издеваться, даже в воображении?”

Страх перед аудиторией относится к социальным, иллюзорным, подчеркивает обладатель премии ТЭФИ и тренер политиков и предпринимателей по публичным выступлениям Айнур Зиннатуллин. В собственной практике он использует три приема против волнения.

И, наконец, своим ученикам Зиннатуллин рекомендует заранее прорепетировать выступление в безопасном пространстве — в частности, устроить трансляцию в закрытом аккаунте в соцсети, который можно специально завести для таких целей.

На карантине, когда вся рабочая жизнь перешла в Zoom, оказалось, что видеоконференции у многих вызывают даже больший стресс, чем традиционные совещания или встречи офлайн. И это объяснимо: с экрана намного сложнее считывать невербальные знаки. Например, поджатые губы, слегка наморщенный лоб или прищуренные глаза, говорящие о сомнениях, даже если на словах собеседник уверяет, что его все устраивает.

К тому же камера в руках непрофессионального оператора не только зрительно прибавляет несколько килограммов веса — она еще искажает черты лица, так что многие обычно недовольны своими первыми записями. Непривычно видеть себя в движении. “Попробуйте для начала специально погримасничать перед камерой. Изучите мимические морщинки, примиритесь с ними”, — советует Малинь.

“Стоит узнать технические характеристики той камеры, на которую вы снимаетесь: с какой стороны лучше расположиться, на каком расстоянии”, — говорит Ирина Свирина. Второй ключ к успеху, указывает она, — свет. “Он может сделать любое лицо как прекрасным, так и ужасным. Так что ни в коем случае не желтый, который любого живчика превратит в синюшный труп. Только белое холодное освещение”.

Перед выступлением офлайн с микрофоном лучше лично проверить слышимость и отрегулировать чувствительность. В идеале он должен находиться на расстоянии примерно пяти сантиметров ото рта. Если придется подносить микрофон ближе, то аудитория услышит посторонние звуки: причмокивания, вдохи, нервные сглатывания.

Слушатели отдают предпочтение низким голосам — высокие частоты, как правило, ассоциируются с инфантильностью, истеричностью и в целом плохо воспринимаются человеческим ухом. “Недаром ультразвуком разгоняют крыс и тараканов — его даже они не выносят, что уж говорить о людях”, — отмечает Свирина. Однако частая ошибка начинающих ораторов — переходить почти на крик, чтобы их услышали с галерки.

Скороговорки, которыми профессор Хиггинс в “Пигмалионе” мучил подопечную, помогают лишь улучшить дикцию — но не менее важно правильное дыхание, а вот его-то как раз не так просто поставить без опытного педагога. “Сильное волнение заставляет голосовые связки непроизвольно сжиматься, поэтому нужно владеть техникой расслабления гортани”, — указывает автор курса “Научите меня говорить” Наталья Зонова.

Она напоминает, что непосредственно перед выступлением лучше отказаться от сладкого чая и любых газированных напитков, потому что они провоцируют выделение слюны, — если, конечно, не хотите во время речи причмокивать. Также Зонова не советует есть ничего сыпучего, острого, соленого — все это, оседая в гортани, влияет на красоту звучания голоса. За полтора часа вообще лучше стараться воздержаться от еды и пить только теплую воду. “Это совет, которому особенно трудно следовать на свадьбах, поэтому не тяните с тостом, зато потом смело можно налегать на угощения”, — улыбается преподаватель.

В своей книге “Я говорю — меня слушают” педагог и журналист Нина Зверева выделяет несколько психологических типов ораторов (без привязки к профессии): например, любующийся собой “Артист”, тихий эксперт “Знайка”, методично объясняющий “Учитель”, открытый “Друг”.

Конечно, придерживаться стоит того стиля, который от природы ближе, однако самый выигрышный для начинающих — последний из перечисленных.

По ее словам, даже яркий оратор не должен слишком концентрироваться на себе, а самому компетентному эксперту нужно уметь правильно преподнести информацию. Только тогда в ответ публика отплатит выступающему валютой, которую он ждет, — вниманием и благодарностью.

Но если все же что-то пошло не так, не стоит извиняться, что вы о чем-то забыли и тем более не готовились, даже если это неправда: такая фраза перечеркнет любое успешное выступление. “Это просто неуважение к времени, которое дарят вам ваши слушатели”, — говорит Зонова.

Эдгар Малинь отмечает негласное правило: одна минута выступления равна примерно десяти минутам подготовки к нему. Он также делит любую аудиторию по системе “красное — зеленое”: тех, кто априори готов воспринимать спикера, и остальных (такие есть почти всегда), кто по каким-то причинам относится к нему с недоверием либо неприязнью. Свое внимание он советует прежде всего тратить на лояльных.

От возможных нападок провокаторов нужно уходить. Если в стрессовой ситуации не отказало чувство юмора, то отшучиваться или же отвечать вопросом на вопрос, вежливо давая понять, что готовы пообщаться, но потом. И никогда не вступать в спор во время выступления — ведь именно этого они добиваются. Кстати, хороший пример неудачной реакции компетентного собеседника на грубое провокаторство — рассказ “Срезал” Василия Шукшина.

По мнению Нины Зверевой, залогом успеха любой речи остаются “три И”: Ирония, История (желательно из личного опыта), Искренность. Все три принципа блестяще демонстрирует Стив Джобс в своей речи перед выпускниками Стэнфордского университета: он подшучивает над собой, рассказывает, как от него отказалась биологическая мать, хладнокровно говорит о своем смертельном диагнозе.

Возможность честно признаться — хотя бы себе — в своих страхах помогла справиться с паникой перед публичными выступлениями даже британскому монарху Георгу VI, чья история легла в основу фильма “Король говорит”. Ведь любая аудитория — прежде всего люди, которые простят оратору и волнение, и небольшие ошибки. Правда, если ему действительно есть что сказать. Источник

Читайте также: Топ 10 книг, которые следует прочитать каждому

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Скупают отказы по 500 гривен. Зачем украинцам массово предлагают уступить свое право на землю Корабль капитана Кука был вероятно обнаружен возле берегов США Детский самокат: эффективное и простое средство для развития ребенка МФО на карту: Удобство, cкорость и доступность финансовых решений Дефолт SsangYong: автогигант не платит по долгам

ЦИТАТА "Подтверждение долгосрочных РДЭ отражает неизменное мнение Fitch о перспективах поддержки банков."
© Fitch Ratings
Лента публикаций