Преподаватель кафедры философии и истории Сибирского университета потребительской кооперации Марат Городецкий рассуждает о причинах запущенности Новосибирска и предлагает свою «стратегическую городскую программу».
Прошедшие выборы стали импульсом для обсуждения и осмысления проблем города — в этом их безусловная польза. Программы основных кандидатов продемонстрировали общее понимание городских проблем и соответствующих задач, но в рамках сугубо тактического уровня. К этому уровню относятся пробки, пыль, дефицит зелени и загазованность, общее запущенное состояние городской среды — об этом говорят все. Однако понимание стратегических проблем Новосибирска, то есть фундаментальных причин его запущенности, и соответствующих по уровню идей и задач, к сожалению, не состоялось. Предлагаемый краткий анализ является попыткой восполнения этого пробела.
ПЕРВЫМ из двух главных зол города Новосибирска является чудовищная деформированность городской структуры, самого тела Новосибирска, по-видимому, в результате недостаточности квалифицированной градостроительной работы на протяжении десятков лет. Большинство городских проблем Новосибирска, включая бытовые, организационные и даже экологические, суть следствия этой деформированности. Наиболее значимыми проявлениями ее являются гипертрофированность магистральной функции (перегруженность города магистралями и узлами) и оторванность от реки.
Город похож на существо, стянутое веревками. Постулируемая цель — ослабить и развязать эти веревки, освободить город, пустить жизнь в его внутреннее пространство. Проблема пробок, например, обусловлена тем, что в городе дефицит поперечных улиц: люди вынуждены двигаться в объезд вместо прямых путей, забивая транспортом магистрали — и так устроено движение по всему городу.
Пример 1: периметр Шамшиных — Фрунзе, Кошурникова — Богаткова — Октябрьская магистраль; в направлении от Богаткова к центру — одна узкая кривая Военная; даже по карте можно сказать — это не город, здесь города просто нет. А будь несколько комфортных прямых улиц — пешком дойти 20−30 минут, и это будет город.
Пример 2: человеку, живущему в 1 км от набережной (10−15 минут пешком), удобнее ехать туда на машине; причина этого абсурда — отсутствие каких-либо переходов на протяжении почти километра (из-за превращения Большевистской в магистраль), а также дискомфортное устройство и состояние имеющихся переходов (на автовокзале и Речном).
Иными словами, когда власти, пытающиеся бороться с пробками, делают больше магистралей — то есть улиц и проездов, разрезающих город насквозь и максимально освобожденных от пересечений — они следуют порочной, ложной стратегии. Именно вследствие магистралей пробки увеличиваются. Магистрали блокируют поперечное движение, их нельзя пересечь, переехать или перейти. Когда человеку, по идее, достаточно проехать напрямик небольшое расстояние или даже пройти пешком, чему он был бы рад, его лишают этой возможности. Его вынуждают садиться в машину, либо, вместо проезда скажем в 1 км, встраиваться в магистральный поток и тащиться буквой «П» 5 км — вот основной механизм образования пробки.
ВТОРЫМ по значимости злом Новосибирска является грязная энергетика — ТЭЦ на угле вместо газа как в большинстве городов России. Это зло очевидно по здравоохранительным статистикам, пояснения излишни. Цель — перевод всех ТЭЦ Новосибирска на газ.
1. Прекратить работу над четвертым мостом. Этот мост, проектируемый рядом с железнодорожным поверх существующей развязки на площади Будагова, «мост над мостом вплотную с мостом» — градостроительный абсурд. Он, как огромный удав, как канализационная труба посреди гостиной, окончательно превратит Новосибирск в сплошной, вечно шумящий транспортный узел-поток, задушит остатки живого пространства — в самой середине города, поперек только что отремонтированной набережной.
2. Начать организационно-проектные и строительные работы по восстановлению естественной городской структуры — по соединению основной части города с рекой:
2.1. Спроектировать и организовать на уровне государственных структур работу с РЖД по углублению русла железнодорожных путей на протяжении от ст. Камышенской до Новосибирска — Главного, и, по технической возможности, уводу их в туннель. Это главный из постулируемых в этой программе проектов. Именно ж/д пути на этом отрезке разрезают город, отрезают его от лучшей его части — от прибрежной зоны. Это настоящая большая градостроительная работа, вполне достойная по масштабу третьего города страны, и которую Новосибирск давно заслужил.
2.2. Проезжую часть Большевистской от площади Будагова до Бугринского моста — убрать в автомобильный туннель (улицу наверху оставить для ОТ и бульвара). Это тоже большая, но структурно необходимая работа, потому что Большевистская так же, как ж/д пути, отрезает город от реки. Одновременно с этим: расширить и удлинить зону набережной; проложить улицы, перпендикулярные Большевистской, отсутствие которых делает невозможной нормальную коммуникацию между прибрежной частью и Октябрьским районом города (опять: на протяжении целых 2,8 км (!) один узкий кривой уродливый проезд по Днепрогэсовской и даже проходов никаких (см. 2.1.)).
2.3. Начать работу по освобождению прибрежной части Фабричной от хозяйственной застройки. Вместо складов и предприятий эта географически лучшая, прямо выходящая к центру часть города должна быть застроена общественными зданиями, комплексами и парками. Улица Фабричная должна быть освобождена от грузовой транзитной функции.
3. Организационная работа по обеспечению принуждения государством энергомонополиста к переводу ТЭЦ города на газ.
4. Прокладка новых улиц, поперечных магистралям (согласно Основным идеям).
К стратегическому уровню можно отнести метро + наземное метро до Академгородка + трамваи. Все остальное — тактика, то есть вторичные меры. Они необходимы в контексте и одновременно со стратегией, но вне нее они малоэффективны или бессмысленны.
Замечу, что в имеющейся 197-страничной Актуальной редакции «Стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска» 2005 года издания нет идей и мер, подобных изложенным. В отношении магистралей излагается прямо противоположная стратегия, следование которой, как я утверждаю, усугубляет транспортную проблему и уничтожает городскую среду в целом. Газификация ТЭЦ, несмотря на наличие целого параграфа, посвященного экологическим проблемам, в качестве цели не ставится.
Без преодоления структурной деформации город будет продолжать быть неудобным, экологически грязным, пыльным и неуютным. Не помогут чистка, восстановление тротуаров (тактически важная мера), какие-то точечные меры по обустройству и украшательству — все это будет, условно говоря, затаптываться, превращаться в грязь и пыль. Почему? Потому что в условиях базового дискомфорта, в структурно неестественной, неудобной и токсичной среде люди чувствуют себя, как будто в экстремальных условиях, становятся психологически неспособными соблюдать порядок, чистоту и стремиться к ним — паркуются на газонах, заезжают на тротуары, бросают мусор, в целом пренебрегают общим благом, усиливая в итоге уже имеющийся дискомфорт. В созданных условиях такое поведение является инстинктивно естественным — люди внутренне не верят, что это город, и ведут себя как кочевники. Структурная деформация порождает ментальную и замыкается ею, образуя замкнутый круг. Бороться с этим отдельными, оторванными от стратегии тактическими мерами почти бесполезно. Нужно разорвать сам порочный круг — преодолеть его в его исходной точке. Если власть продемонстрирует намерение структурного оздоровления города, хотя бы начнет работу в этом направлении, изменится и отношение жителей к нему.
Конечно, все это не мэрская программа — и по ресурсам, и по срокам. Кроме того, я понимаю, что всем этим пунктам и самой их идее должна предшествовать реорганизация соотношений в треугольнике «город — крупный бизнес — центр». Этот треугольник — базовая схема всего, что происходит в любом российском городе, конечно. Но именно в Новосибирске соотношения в этом треугольнике сложились в особенно неэффективную разновидность. Раздвинуть, насколько возможно, этот треугольник, увеличить «угол города» — исходная задача не одного мэра, но всех тех, кто станут настоящими руководителями, спасителями города Новосибирска, и вернут его в надлежащее ему по масштабу и роли в стране место.