Сотрудник музея Новосибирска, краевед Константин Голодяев рассуждает о празднике 23 февраля и незнании своей истории, которое замещается лишь разговорами о патриотизме.
Я за профессиональный армейский праздник. Но я бы не распылял его на абстрактных защитников, а сузил бы до тех людей, которые если не воевали, то, как минимум, служили бы в армии. Как это и было раньше.
Я прекрасно помню ощущение первых месяцев после службы, и первый тост: «чтобы не быловойны», и отношение к тем, кто не служил. Сейчас все нивелировалось. День мужчин, день абстрактного защитника — это выхолащивание сути праздника. День мужчин — это день отца, который празднуется в большинстве стран мира. А защищать и женщины горазды, еще и похлеще.
Лет восемь назад в соцсетях на одном из популярных пабликов я проводил незамысловатый опрос: Почему мы празднуем День защитников Отечества именно 23 февраля?
Варианты ответа были следующими:
1. В этот день был издан декрет о создании Красной армии;
2. В этот день был первый бой новой армии и наши побили немцев;
3. В этот день был первый бой новой армии и немцы побили нас.
Результаты были удручающими. Первый ответ выбрали около 80% респондентов, со вторым согласились 13,3% и только 6,7% выбрали третий вариант. К сожалению, мы не знаем историю своей Родины. О патриотизме одни разговоры.
Ведь Декрет «О создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии» был подписан не 23 февраля, почти месяцем раньше 15 (28- н.с.) января. 29 января (11 февраля) был подписан Декрет о создании Рабоче-Крестьянского Красного Флота. А вот 23 февраля революционные моряки под командованием члена первого Советского правительства товарища Дыбенко провели свой первый бой с немцами, наступающими на Питер. И доблестно бежали с поля боя. На следующий день малочисленная группа немцев без сопротивления заняла Псков и двинулась дальше.
23 февраля революционные моряки провели свой первый бой с немцами, наступающими на Питер. И доблестно бежали с поля боя
Именно 23 февраля 1918 года в Петрограде прошло позорное голосование нашего ЦК РСДРП (б), где Ленин шантажом настоял на принятии обременительных условий ультиматума, предложенного германским правительством. Панически заключив Брестский мир, Россия сдалась на милость победителя с потерей огромных территорий Прибалтики, Украины, Белоруссии, флота, экономических ресурсов, финансов.
Но и этот сепаратный договор не остановил наступление германских войск, зато де факто сделал Россию предателем союзников по войне и поставил ее на сторону Германии.
Так что трагический день 23 февраля очень даже неверная дата для «дня воинской славы». К славе там поводов нет. Это скорее день предателя и дезертира. Есть попытки перевести полюс событий на «белую» сторону. Этот день еще с 1920-х годов действительно был чтим и нашими бывшими согражданами в далекой эмиграции. Почему же? В ночь с 22 на 23 февраля того же 1918 года Добровольческая армия генерала Корнилова выступила из Ростова в Первый Кубанский поход (или «Ледяной поход»). Вместе с тут же последовавшими «Степным походом» донских казаков и «походом Дроздовского» эти дни считаются началом организованного военного сопротивления большевикам.
Пусть праздник будет. Это уже добрая традиция. Надо только отделить «мух от котлет» и честно рассказать его историю
Но и не эти события, я считаю, нужно считать датой праздника. День воинской славы страны историкам следует найти в более глубинных слоях. Что до 1918 года у нас и Отечества не было? Иль мы его не защищали? Или не имели мы неоспоримых успешных баталий у стен Царь-града, на берегах Невы, на поле Куликовом, под Полтавой и т. д., и т. д.
Кстати, в Российской Империи праздником русского воинства, его храбрейших воинов — Георгиевских кавалеров считался один из дней Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Это 26 ноября (9 декабря — н.с.). Вот уже более 10 лет отмечается он и в нынешней России.
Пусть праздник будет. Это уже добрая традиция. Надо только отделить «мух от котлет» и честно рассказать его историю.