На кону $3,5 млрд. Почем китайцы хотят засудить Украину

12.12.2020 15:04

На кону $3,5 млрд. Почем китайцы хотят засудить Украину

Китайские бизнесмены требуют от Киева $3,5 млрд. В такую сумму оценили свои убытки владельцы контрольного пакета акций легендарного украинского предприятия «Мотор Сич», который в свое время достался им за бесценок. Испортив отношения с Россией, Украина уже лишила завод крупнейшего рынка сбыта. Есть ли шансы у китайцев взыскать деньги и чем может закончиться международный финансовый спор для флагмана украинского моторостроения?

Инвестиционный спор вокруг предприятия «Мотор Сич» тянется уже почти пять лет. В украинское предприятие китайские бизнесмены начали вкладывать деньги в 2016 году. Тогда компания Beijing Skyrizon Aviation Industry («дочка» Beijing Xinwei Technology Group) заключила с ним кредитный договор на $100 млн. Уже через два года в число акционеров «Мотор Сич» входило пять китайских компаний и один гражданин КНР. В общей сложности им досталось 56% акций предприятия.

Однако в 2017 году сделка привлекла внимание Службы безопасности Украины (СБУ). После того как стало известно о том, что о планах предприятия и китайских инвесторов построить завод в КНР по производству и обслуживанию китайских двигателей, СБУ завела уголовное дело. Возникли подозрения в сговоре и намерении переместить активы и производственные мощности «Мотор Сич» за пределы Украины. Весной 2018 года суд наложил арест на 56% акций украинской компании.

Представители китайской компании заявили: заблокировав сделку, Киев нарушил международные обязательства, закрепленные в украинско-китайском межправительственном соглашении 1992 года. Китайцы пожаловались, что из-за ареста акций они до сих пор не могут управлять приобретенным активом и влиять на менеджмент компании. Общий ущерб от действий украинских чиновников китайцы оценили в $3,5 млрд и пообещали добиваться его возмещения через суд.

Китайские инвесторы и их украинские партнеры попытались решить вопрос. Так, в августе этого года Beijing Skyrizon и DCH подали заявление в антимонопольный комитет Украины о покупке акций «Мотор Сич». Однако заявку украинской бизнес-группы украинский суд рассматривать отказался.

Наблюдатели отмечают: сделка по покупке контрольного пакета акций китайской Beijing Skyrizon изначально выглядела абсурдной.

«За него они заплатили всего лишь $100 млн, обязавшись вложить в «Мотор Сич» еще $250 млн, — просто ничтожные суммы за такое уникальное предприятие, — указывает независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов. — При этом у Beijing Xinwei Technology Group, похоже, были финансовые трудности, которые она не афишировала, хотя в 2019 году они поставили компанию на грань банкротства. Деньги же на покупку акций «Мотор Сич» Beijing Xinwei Technology Group взяла в кредит у China Development Bank, и если компания все-таки обанкротится, то они перейдут к банку».

Китайцы тем временем перешли от слов к делу — чтобы взыскать убытки, наняли три международные юридические компании. А в декабре обратились в международный арбитраж, о чем поставили в известность правительство Украины.

«Пятого декабря 2020 года китайские инвесторы ПАО «Мотор Сич» прислали украинскому правительству обращение в международный арбитраж против Украины в соответствии с соглашением между правительством Украины и правительством КНР о поддержке и взаимной защите инвестиций», — говорится в сообщении DСH.

Эксперты не сомневаются: китайцы будут судиться за желаемые $3,5 млрд до последнего и в итоге добьются своего, в чем очень помогли власти Украины. Предприятие, по сути, стало заложником геополитики, и кто бы ни выиграл спор, Украина в любом случае окажется в невыигрышном положении.

Юрист указывает на тот факт, что США ранее обвиняли Китай в краже стратегических военных технологий на своей и союзных Штатам территориях, и на этом основании пытаются помешать передаче контрольного пакета акций «Мотор Сич» китайским компаниям. Провести сделку они запретили Украине, чтобы лишить КНР доступа к важным технологиям, опасаясь, что после этого Россия снова сможет закупать продукцию компании.

В то же время, выступая против интересов китайских компаний, Украина вынуждена будет выплатить штрафы и рискует потерять инвесторов в лице Китая.

На кону http://ukkbs.ru/wp-content/uploads/2020/12/flag_2,5 млрд. Почем китайцы хотят засудить Украину

По теме: Ни себе, ни людям: кто и что мешает Украине торговать и дружить с Китаем

У самого же легендарного завода, практически нет шансов на выживание, так как компания лишилась российского рынка — крупнейшего для себя рынка сбыта, считают аналитики.

«Значительная часть его контрактов по двигателестроительной тематике была связана с российскими авиационными заводами. Когда же в 2014 году власти Украины запретили своим предприятиям любое военно-техническое сотрудничество с Россией. Под запрет попал и «Мотор Сич», имевший на тот момент пятилетний контракт стоимостью $1,5 млрд на поставку двигателей «Вертолетам России», — напоминает Хазанов. В результате объемы производства на «Мотор Сич» рухнули на 40%.

Украинские власти предприняли очередную попытку нанести удар по промышленности России, однако в результате ошиблись и нанесли ущерб сами себе, фактически «выстрелив себе в ногу», констатирует китайское издание Sohu.

История с «Мотор Сич» может закончиться печально не только для уникального предприятия, но и для Украины. Если суд встанет на сторону китайских инвесторов, расплатиться с ними Киеву будет нечем. А китайские акционеры могут потребовать наложить арест на имущество Украины за рубежом во исполнение обеспечения исковых претензий. Для страны с огромными долгами и многомиллиардной дырой в бюджете это обернется финансовой катастрофой. Источник

Читайте также: 3 млрд. на кону: Россия может так и не получить долга от Украины

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Успешная попытка: литий помогает бросить курить Наталья Бондарчук: биография, творчество, личная жизнь 5 способов очистить квартиру от ненужных вещей Рестарт НХЛ: в каком формате пройдут матчи и где будут играть команды Как будет выглядеть новый салон Лада 4×4?

ЦИТАТА "Подтверждение долгосрочных РДЭ отражает неизменное мнение Fitch о перспективах поддержки банков."
© Fitch Ratings
Лента публикаций