Рита Логинова: Разрабатывая эту тему, я настолько привыкла к этому [дискриминации], что больших эмоций у меня эта история не вызывала. Был момент, когда мы разговаривали с мамой, и она рассказывала свой путь принятия этой истории, что они взяли ребенка, а он с ВИЧ, а она ни сном ни духом. Потому что ей дети с ВИЧ не нужны были, и она никогда не задумывалась, как с этим жить.
Когда история завертелась, и мальчик оказался в очень тяжелом состоянии, она за несколько месяцев прошла дорогу от отрицания до принятия. И это потрясающе. И в этом был главный пафос и главный мотив, зачем она вышла на связь с журналистами. Ей хотелось рассказать, что ребенок с ВИЧ — это не страшно. И если у вас какой-то выбор есть, если вы собираетесь его усыновлять или брать под опеку, пусть это не будет таким фактором, который испугает вас до смерти, и вы откажетесь. Но из-за того, что было два «косяка» системных, фокусы немножко сместились в сторону того, кто виноват и кто понесет наказание.
Петр Маняхин: В принципе, может оказаться так, что разгласивший этот диагноз действовал из добрых побуждений, как он предполагал. То есть в его сознании, сформированном чем-то, это действительно опасный был ребенок для всех. Он так думал.
Логинова: Сотни людей так же думают. Потому что комментарии к этой истории в разных пересказах, конечно, пестрят сообщениями: «А что такого? Это больной ребенок, его нельзя к другим пускать», «А вдруг он покусает», «А вдруг они коленки разобьют, потрутся кровавыми коленками — и вот, здравствуйте, инфицирование». А это так не работает. Невозможно, конечно же, подхватить ВИЧ через слюну, бытовые контакты. И даже эта ситуация, которую описывают в комментариях, будто она стоит очень ярко про то, что коленки разобьются, даже ее недостаточно, чтобы передать ВИЧ. Механизм довольно сложный. ВИЧ — вирус очень нежный, ему долго не живется вне человеческого организма. А живется ему, если он быстро и в достаточных для инфицирования количествах попадает в кровоток или на слизистую. Вот эта ситуация — она не такая. Получается, боятся люди своего незнания.
<…>