Тайга.инфо продолжает рассказывать о населении Сибири. На этот раз Владимир Кузменкин поговорил об истории татар с доктором наук Владиславом Кокоулиным, автором книг по мусульманским общинам и исламу в России.
Тайга.инфо: Татары — коренное население Сибири. Можем ли мы говорить о диаспоре или правильнее употреблять термин «община»?
— По отношению к татарам, живущим в Сибири, мы можем говорить и как о диаспоре, и как об отдельной этнической группе. Когда мы говорим о татарах, которые прибыли из Поволжья и живут в Сибири, то правильнее было бы говорить «диаспора».
Когда речь идет о сибирских татарах — то это, конечно, коренное население. Есть еще и такое понятие, как этническая самоидентификация. Многие татары из Поволжья и с Урала, переселившиеся в Сибирь со времен Казанского ханства и вплоть до ХХ века, называют себя сибирскими татарами, а часть из них считает себя просто сибиряками.
Тайга.инфо: Что мы знаем о происхождении сибирских татар, с какого момента мы можем о них говорить?
— В общем виде этногенез сибирских татар представляется следующим образом: они образовались из смешения угорских, самодийских, тюркских и отчасти монгольских племён и народностей. Однако основное ядро сибирских татар составляют тюркские племена.
Если говорить о Томском Приобье, то сюда еще в гуннское время передвинулось с юга население самодийское (селькупское), но уже испытавшее сильное влияние кочевников-тюрок. В дальнейшем происходило постепенное продвижение тюркских групп и их частичное смешение с уже тюркизированным местным самодийским населением. Монгольская культура начала проникать в Томское Приобье в XI—XII вв.еках. Это была киданьская культура, смешанная с телесскими и кыргызскими элементами. Тюркские элементы проникали сюда двумя путями: из Минусинской котловины и с Алтая и Средней Азии.
После монгольских походов территория сибирских татар входила в Ордынское государство, образованное ханом Батыем. В первой половине XV века Белая орда из-за междоусобиц прекратила свое существование.
Тюменско-туринские татары, с которыми связано одно из государственных образований сибирских татар — Тюменское ханство, к началу XVI века занимало территорию в районе Туры, Тобола и Исети. Они стали ядром населения Сибирского ханства, которое занимало территорию от низовьев Иртыша до Уральских гор и среднего течения Оби. Столицей был город Искер (Кашлык). В 1563 году власть в Сибирском ханстве захватил Кучум, убивший местных татарских князей. При нём ханство состояло их мелких улусов во главе с беками и мурзами. Централизация власти была слабой, и это приводило к возникновению новых надплеменных этнических общностей. В итоге в XIV—XVI вв.еках сложились основные группы сибирских татар.
Тайга.инфо: А что насчет языка?
— Язык сибирских татар — наиболее древний из современных тюркских языков, поскольку в нём зафиксированы формы, не встречающиеся даже в древних памятниках, и фиксируется старая общеалтайская лексика. Однако поскольку литературным языком является язык казанских татар, то язык сибирских татар всё больше сближается с современным татарским языком. Очень много слов проникло из монгольского языка, а через бухарцев — из арабо-иранской культуры.
Тайга.инфо: Насколько отличаются друг от друга отдельные группы и сколько их?
— Сибирские татары состоят из трех этнических групп: томских, барабинских и тоболо-иртышских татар, которые также делятся на более мелкие группы. Так, томские татары состоят из калмаков, эуштинцев и чатов.
Если говорить о чатских татарах, которые как раз и живут на территории современной Новосибирской области, то следует сказать о том, что томские татары в XVI веке не входили в состав Сибирского ханства — они находились в зависимости от енисейских кыргызов и платили им дань. Чаты жили по соседству с барабинцами в бассейне верхней Оми, верховий Каргата, Чулыма и в бассейне реки Чаус (приток Оби). После того, как в Сибирь пришли русские, чаты передвинулись в обширные районы Приобья.
В 1598 году у места впадения реки Ирмень в Обь после сражения отряда воеводы Андрея Воейкова с отрядом хана Кучума, последний потерпел поражение. Чаты, возглавляемые мурзами, приняли русское подданство и стали платить ясак сначала в Тару, а затем в Томск. Но большая часть чатов записались в служилые люди, так как они ясак не платили.
Согласно переписным данным, в XVII веке численность чатов составляла около 400 человек, к концу XIX века она достигла уже 1,2 тыс. человек.
На территории современного Новосибирска в районе реки Каменки располагалось поселение чатских татар — Чертово городище, но в настоящее время этот археологический памятник в основном утрачен. В 1939 году в Искитимском районе на берегу реки Бердь было найдено поселение чатских татар XV — XVII веков. В настоящее время оно находится на дне Обского водохранилища. Сегодня существуют чатские села Юрт-Ора, Юрт-Акбалык и Чёрный мыс в Колыванском районе. Чатские татары основали село Ояш в Болотнинском районе и поселение на территории современного Тогучина.
Тайга.инфо: Как жила татарская община до революции? Как складывались ее отношения с властями?
— Что касается географии, то это преимущественно Западная Сибирь, хотя можно говорить и о том, что татары оказываются в составе городского населения Восточной Сибири и Дальнего Востока. Основными видами занятий сибирских татар было земледелие и скотоводство. В зоне лесов и на севере лесостепи значительную роль играли рыболовство и охота.
В XIX веке земледелие значительно усилило свои позиции, а кочевое и полукочевое скотоводство утратили своё значение. В связи с бурным экономическим развитием Южной Сибири, строительством Сибирской железной дороги и ростом городов в хозяйстве сибирских татар происходили изменения. Они занялись промыслами: извозно-ямщицким, лесо-дровяным, сенозаготовительным.
В селениях сибирских татар появились небольшие мастерские. Часть сибирских татар занялась торговлей: продавали продукты сельского хозяйства, охоты, рыболовства, деревянные изделия, кожи, войлок. Татарские купцы привозили и продавали посуду, чай, фрукты, пряности, хлопчатобумажные ткани. Роль скотоводства возросла. Занимались также пчеловодством. Для чатских татар оказалось прибыльным занятие рыболовством: мороженую рыбу они продавали в Томске и Колывани.
Для большинства поселений была характерна правильная планировка, хотя местами сохранялась и беспорядочная застройка. Численность домов в селениях колебалась от десяти до пятидесяти дворов. В каждом селении имелась мечеть, встречались почтовые станции, училища, частные лавки и магазины. Усадьбы огораживались плетнем, жердевым забором или частоколом. За селением на возвышенном месте располагалось кладбище.
Тайга.инфо: Татарская слобода появилась и в Новониколаевске.
— В связи со строительством нового города на Транссибирской железнодорожной магистрали, в нем постепенно сложилась слобода, в которой селились татары, приехавшие их Казанской и Тобольской губерний, а также из Томска. Основное их занятие — ремесло и торговля. Основной заботой татарского населения в слободе было открытие мечети и мусульманской школы.
Мусульманская община в городе оформилась в 1907 году, когда по инициативе муллы Гарифа Валеева в Новониколаевске и Томске был организован сбор средств на строительство мечети, а Городская дума Новониколаевска выделила землю для строительства здания. Однако татары в городе хотели получить участки для строительства домов вблизи мечети, поскольку мусульмане должны читать молитву пять раз в день, а для этого необходимо, чтобы мечеть была, как принято говорить сейчас, в шаговой доступности. Но земля в центре стоила дорого, и город считал возможным продавать ее всем желающим.
Мусульманам пришлось обращаться к премьер-министру Петру Столыпину, чтобы решить эту проблему. В итоге разрешение было получено и началось строительство мечети (сейчас на этом месте находится Историческая мечеть, восстановленная в первоначальном виде). Кроме мечети была открыта школа, в которой мулла учил татарских ребятишек грамоте и счёту. А вот библиотеку открыть не удалось, поскольку томский губернатор отказал под предлогом того, что это может привести к «национальному обособлению».
Примерно так же жили татарские общины и в других городах Сибири.
Тайга.инфо: Каково было их отношение к революции 1917 года и к Гражданской войне? Кто за кого воевал?
— Каких-то специфических особенностей по сравнению, например, с русскими в Сибири, революция 1917 года и Гражданская война не внесли. Можно лишь отметить создание Советов мусульманских депутатов, в том числе и в нашем городе. А также попытку добиться получения культурно-национальной автономии в годы Гражданской войны, окончившуюся полным провалом — колчаковское правительство наотрез отказало татарам в предоставлении какой бы то ни было автономии.
Выделять какие-то особенности участия сибирских татар в военных действиях, также нет оснований. Они участвовали в качестве бойцов с обеих сторон, но каких-то специальных «сибирских татарских дивизий» не было.
Тайга.инфо: 20−30-е годы прошлого века. Был ли это расцвет культуры?
— В те годы в культуре татар Сибири можно выделить две тенденции: с одной стороны, власть стремилась приобщить их к революционной культуре, решая эту проблему, в том числе, и через татаро-киргизские (так называли в 20-е годы казахов) отделы при местных партийных организациях. С другой стороны, сохранялись традиционная культура и ислам. Власть в целом не препятствовала мусульманам придерживаться их религии — в этом проявилось яркое отличие, например, от православной церкви. Причина была простой: власть пыталась через российских мусульман воздействовать на революционные процессы на Востоке, на территории бывшей Османской империи, в арабских странах, в Иране и в Афганистане.
После 1929 года эта политика резко меняется: начинается открытая борьба с мусульманским духовенством, закрытие мечетей, репрессии по отношению не только к муллам, но и к татарской интеллигенции. Самый известный сталинский политический процесс в Сибири — дело якобы существовавшей «военной организации» («Гаскери уешма») во главе с известным татарским советским работником Зарифом Гайсиным.
Сибири коснулась и политика перехода на новый татарский алфавит. Процесс был весьма противоречивый, об однозначной его прогрессивности, как об этом писали советские пропагандисты и историки, говорить сегодня не приходится. Тем более, что переход произошёл дважды — сперва с арабской графики на латинскую, а потом — на кириллицу. Это моментально отрезало татар от их богатой дореволюционной культуры и литературы. Достаточно сказать, что среди тюркских народов есть только четыре классические литературы (турецкая, узбекская, крымско-татарская и татарская).
Тайга.инфо: Советский период: каковы основные вехи?
— В советское время традиционный быт сибирских татар сохраняется в основном в сельской местности. В городах он постепенно уходил в прошлое, хотя традиции в еде сохраняются доныне. Были периоды своеобразного ренессанса, когда при Хрущёве возникла потребность в «народной культуре»: именно тогда переживала свой расцвет, например, Масленица, которая рассматривалась как народный праздник в противовес праздникам религиозным. У татар таким праздником, который символизировал народную культуру, был Сабантуй.
Тайга.инфо: Каковы сейчас демографические тенденции, как сохраняется национально-культурное наследи?
— В настоящее время в Сибири проживает около 500 тыс. татар. Из них 180 тыс. — сибирские татары, а остальные — прибыли из Поволжья и Приуралья: в основном это казанские татары, мишари, кряшены, астраханских и крымских татар немного. Процессы среди татар происходят те же, что и среди остальных народов Сибири — межнациональные браки (татары — казахи, татары — русские) уже давно не редкость.
Национальная культура активно поддерживается различными татарскими общественными объединениями. Ислам давно уже перестал быть какой-то экзотикой в Сибири. В мечетях на молитву собираются не только татары, но и казахи, узбеки, таджики, народы Дагестана, азербайджанцы.
В прошлом году в Новосибирске проходил федеральный Сабантуй, в этом году — Дни татарской культуры в связи с столетней годовщиной образования Татарской АССР. Поскольку литературным языком у сибирских татар считается язык казанских татар, то все журналы и книги на татарском языке, которые издаются в Татарстане и Башкортостане, доступны и в Сибири. Имеется и литература на сибирско-татарских языках, издаваемая в основном в Тобольске.
Тайга.инфо: Было бы правильным назвать самых известных представителей сибирских татар в разных сферах жизни региона.
— Самые известные из сибирских татар — это, конечно, писатели и поэты. Ещё в XVIII веке учёный из Тобольска Амдами написал знаменитую «Насихатнамэ» («Книгу наставлений»). В XIX веке поэт Маулякай Юмачиков опубликовал большую поэму «Ирбитский баит». Самый известный поэт сибирских татар — Булат Сулейманов, написавший поэтический сборник «Белый метеор». В его честь в Тобольске проводили научные конференции по истории, языку, литературе и культуре татар в Сибири.
Из путешественников известен Габдрашит Ибрагимов, который добрался до Японии построил там первую мечеть в стране. Несколько лет назад вышел двухтомник его дневниковых заметок о путешествии по России и Японии.
Очень многие из татар Сибири стали известными на весь мир учеными: Роальд Сагдеев — специалист по физике плазмы, сейчас он работает в США, Зинфер Исмагилов — специалист по катализу, Эдуард Гимади из Академгородка — математик, Гульсифа Бакиева из Тобольска — историк.
Из работников культуры можно назвать Равзу Тихомирову, Лилию Разееву и многих-многих других. Из спортсменов хорошо известны борец Маршит Фиткулин, лыжник Амир Гареев. Есть татары Сибири и среди военных: генерал-майор Карим Камалов был командиром соединения РВСН.
Талантливых людей, которые внесли свой вклад в развитие Сибири, можно назвать очень много.
Беседовал Владимир Кузменкин