«Крепкий задний ум элит»: Мазур о спасении Новосибирска от десятибалльных пробок

16.11.2021 13:24

«Крепкий задний ум элит»: Мазур о спасении Новосибирска от десятибалльных пробок

Тайга.инфо приводит письмо руководителя аналитического отдела редакции Алексея Мазура без сокращений

Министерство транспорта РФ подготовило законопроект, устанавливающий правила отбора инфраструктурных проектов в регионах для предоставления им бюджетных кредитов на обновление системы общественного транспорта и его подвижного состава, сообщают «Известия».

Проект постановления подготовлен для реализации инфраструктурных проектов, направленных на комплексное развитие городского электрического транспорта, а также на обеспечение финансирования. Правительство планирует выделить бюджетные кредиты на инфраструктурные проекты по развитию городского электрического транспорта. Для участия в отборе, заявку на предоставление бюджетного кредита должен направить глава региона до 1 октября 2022 года.

То есть существует реальный шанс получить федеральные деньги (в виде бюджетного кредита, что несопоставимо выгоднее для региона, чем любые концессии) на развитие системы общественного транспорта.

В Новосибирске говорится много красивых слов о «городских приоритетах», среди которых, якобы, развитие трамвая. Однако реальность выглядит совсем иначе. Деньги миллиардами выделяются на строительство и ремонт дорог. А на трамвайные пути не находится и ста миллионов.

В это же время автомобильные пробки стали настоящим проклятием нашего города. Он попадает в мировые рейтинги по самым большим дорожным заторам. Пробки тяжело сказываются и на качестве жизни, и на экономике — дорожает транспортная составляющая, ухудшается логистика. И никто не считал, а сколько стоит время, потраченное в пробках и сколько нервов и здоровья они отнимают.

Простое и неправильное решение проблемы выглядит так: построить еще больше дорог. Давайте все деньги будем вкладывать в них! Практически все города мира уже поняли бесперспективность такого подхода, и лишь Новосибирск продолжает жить задним крепким умом своих элит.

В городе накоплен огромный отложенный спрос на автомобильные поездки. Сегодня каждый автовладелец отказывается от части поездок (или попросту не успевает их совершить) из-за пробок. У нас стали уже нормой пробки в выходные дни, появились ночные пробки. Потому что люди переносят свои поездки и свои дела на те немногие часы, когда по городу можно свободно проехать. Построй в два раза больше дорог, и они радостно поедут по ним, а в час пик будут точно те же заторы, что и сейчас. Просто потому, что больше заторы стать не могут, ведь быстрее пешком.

И выход тоже давно известен. Общественный транспорт, идущий обособленно от пробок. Последнее — чрезвычайно важно. Если общественный транспорт едет быстрее стоящих в пробках автомобилей, то автовладельцы начнут пересаживаться на него. Не все, но и трети хватит, чтоб дороги стали более свободными. И это будет эквивалентно увеличению числа дорог в Новосибирске в полтора раза. На такое увеличение дорог нужны сотни миллиардов рублей. На создание сети общественного транспорта, обособленного от пробок — десятки миллиардов (вместе с подвижным составом).

Из всех видов общественного транспорта наиболее эффективным является трамвай. Большинство новосибирцев, естественно, мечтают о метро. Но задайте себе простой вопрос — чем трамвай принципиально отличается от метро? Ну конечно, реальный сегодняшний новосибирский трамвай разительно отличается от метро. Но вот если трамвай такой?

Если отремонтировать рельсы и поставить современные двух-трех секционные трамвай, то отличие останется только одно. Метро идет выделено под землей, а трамвай по поверхности. Ответьте на вопрос, что проще и дешевле: отгородить трамвай от автомобилей, или закопать его под землю, превратив в метро?

Ответ очевиден. Там, где есть транспортный коридор по поверхности, строительство метро — бессмысленная трата денег. В пять раз дороже, чем аналогичная по пропускной способности трамвайная ветка. А у Новосибирска почти везде есть возможность провести трамвай поверху. Федеральный центр хорошо понимает эту арифметику и давать денег на метро не будет. Новосибирские власти могут и дальше биться как рыба об лед с предложениями строительства неоправданно дорогого метро, а могут наконец развернуться лицом к трамваям.

Хорошо разветвленная, обособленная от автомобилей и оснащенная быстрым и качественным подвижным составом трамвайная сеть спасет Новосибирск от глобальных пробок. Причем это единственная реалистичная возможность.

Почему трамвай, а не автобусы и троллейбусы по выделенным линиям? Опять же, будем реалистами. У нас сейчас ноябрь, дороги покрыты слоем грязи, из-под которой не видно разметку. Еще через пару месяцев на том, что когда-то считалось выделенной линий, будет лежать отвал снега.

По любой полосе дороги будет бесконечная война с автомобилистами, которые будут стараться по ней ездить (и парковаться). А по поводу трамвайных путей (особенно, если их не закатывать вровень с асфальтом), таких споров не будет.

Трамвай — всепогодный транспорт, он не зависит от работы дорожных служб. Трамваи сами расчищают себе путь (и способны ехать через приличный слой снега). Ну и в пересчете на год эксплуатации, трамвай самый выгодный вид транспорта.

Сегодня в Новосибирске строятся знаковые дорогостоящие объекты. Четвертый мост, ЛДС. Но городу от них будет мало пользы. Да ЛДС порадует десять-двадцать тысяч болельщиков, которые не смогут даже отбить его содержание. А мост практически никак не решит проблемы пробок. Как ни странно, самая полезная его часть — это не сам мост, а левобережная развязка. Правобережной развязки, как вы знаете, не предусмотрено, и это — градостроительное преступление.

При этом тех денег, которые потрачены на ЛДС и четвертый мост, хватило бы на создание хорошо работающей трамвайной сети! То есть была бы реально решена одна из самых острых новосибирских проблем.

Сегодня Новосибирск в положении Золушки. Обеспечивая львиную часть областного бюджета, он практически заброшен. А ведь здесь проживает большая часть населения области. Это очень выгодно — много доить корову и совсем не кормить. Только корова уже начала подыхать.

Я обращаюсь к губернатору Новосибирской области Андрею Александровичу Травникову, председателю законодательного собрания Андрею Ивановичу Шимкиву мэру Новосибирска Анатолию Евгеньевичу Локтю и председателю горсовета Дмитрию Владимировичу Асанцеву. Есть шанс сделать действительно значимое дело для развития Новосибирска, а следовательно — и всей области. Дело, за которое и ныне живущие новосибирцы и наши потомки скажут спасибо. Есть окно возможности. Уверен, федеральный центр поддержит масштабный проект по созданию развитой трамвайной сети в Новосибирске. Потому что это правильный и экономически обоснованный проект.

Он не потребует переработки плановой документации, ведь необходимая трамвайная сеть в ней уже заложена. Вопрос только в том, появится она через несколько лет или через несколько десятилетий.

Понимаю, что вы можете скептически относиться к моим предложениям. Хорошо, найдите специалистов по транспорту (лучше не из Новосибирска, посмотрите на состояние транспорта в городе и вы поймете, что у нас не может быть хороших специалистов в том, чего нет). Задайте простой вопрос, сколько нужно вложить денег в дорожную инфраструктуру, чтобы получить дополнительные сто тысяч поездок в день, и сколько — в трамвайную. Моя грубая оценка — вложения в трамвай в десять раз эффективнее. Но пусть вам скажут специалисты.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Красота требует жертв: Почему нельзя выдергивать седые волосы на голове Бред или толерантность: для чего Голливуд вводит квоты на меньшинства Молодой возраст. Почему люди стали медленнее стареть Обзор онлайн-казино Слотор (Украина casinopharaon.com) Алые паруса 2018 в Санкт-Петербурге где лучше смотреть

ЦИТАТА "Подтверждение долгосрочных РДЭ отражает неизменное мнение Fitch о перспективах поддержки банков."
© Fitch Ratings
Лента публикаций