Важно: информация по состоянию на 7 апреля. С момента выхода первой публикации прошла неделя, и введено множество изменений и нововведений. Обо всем по порядку.
Начнем с Конституции РФ — это основной закон государства, в ней закреплены основные права и свободы граждан, приведу только относящиеся к данному вопросу:
Вывод: право человека на свободное перемещение может быть ограничено только законом, нормативными актами, принятыми на основании закона.
Режим ЧП устанавливается президентом и утверждается СФ РФ, регулируется ФКЗ-3 «О чрезвычайном положении».
Вводится для защиты безопасности граждан и конституционного строя при наличии непосредственной угрозы (примеры: катастрофы, мятеж, терракт, стихийное бедствие, эпидемия).
Для введения ЧП необходимо чтобы возникла реальная угроза и имели место (могли возникнуть):
и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Особенности режима ЧП:
Законом установлен большой перечень мер и ограничений прав граждан и юр лиц, в том числе ограничение передвижения, приостановка деятельности организаций, запрет собраний, установка цензуры и ограничение свободы печати и других СМИ (ст. 11−14).
Законом установлены пределы и принципы применяемых мер:
Закон о ЧП устанавливает право на компенсацию (ст. 29):
В настоящее время на территории РФ или отдельных ее регионов нигде еще не введен режим чрезвычайного положения, чрезвычайной ситуации, однако предупредительные меры по своему содержанию очень похожи на меры, которые принимаются в период ЧП.
Эти режимы регулируются другим законом — Законом № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Закон устанавливает три режима функционирования для органов власти (ст. 4.1):
а) повседневной деятельности — при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;
б) повышенной готовности — при угрозе возникновения ЧС;
в) непосредственно чрезвычайная ситуация — при возникновении и ликвидации ЧС.
Чрезвычайное положение вводится президентом при возникновении ЧС на территории РФ или ее отдельной территории (ст.8).
Режимы повышенной готовности и ЧС вводятся Правительством при возникновении ЧС и угрозе возникновения ЧС федерального или межрегионального масштаба (ст.10).
Органы субъектов решают относится ЧС к разряду региональной или межмуниципальной ЧС и вводят режим повышенной готовности для соответствующего органа управления (ст.11).
Понятие и характеристика ЧС очень похожа на ЧП.
Нас всех больше интересует, что такое предупреждение ЧС и режим повышенной готовности, в основном именно такой режим был введен в большинстве субъектах.
Предупреждение ЧС — это комплекс мероприятий, которые проводятся заблаговременно и направлены на:
Вопрос о том, кто вправе принимать решения и меры по защите населения и территорий от ЧС напрямую зависит от локализации этого ЧС (угрозы его возникновения).
Закон разделяет несколько уровней реагирования и определяет лиц, уполномоченных на введения РПГ /ЧС (п. 8 ст.4.1):
Получается пока не введен федеральный уровень РПГ каждый субъект справляется своими силами и средствами.
Эти же органы вправе принимать меры по защите населения и территорий, приведу только часть мер (п. 10 ст. 4.1):
пп. а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения ЧС, а также в зону ЧС;
пп. г) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории.
Законом о ЧС установлены принципы и пределы вводимых мер (пп. д) п. 10 ст. 4.1.).
Меры должны быть:
Таким образом, для предотвращения ЧС органами субъектов РФ может вводится режим повышенной готовности, обязательно определяется территория ЧС и может определяться территория, на которой существует угроза возникновения ЧС. Принимаемые меры должны быть адекватными и не должны ограничивать права и свободы человека и гражданина.
Правила поведения в период действия режима повышенной готовности
С 01 апреля вступили в силу изменения в КоАП, ст. 20.6.1 введена ответственность за нарушения правил поведения при введении режима повышения готовности или в зоне ЧС, ответственность по сравнению с другими правонарушениями в КоАПе немаленькая — от 1000 рублей до 30000 рублей с физических лиц за первое нарушение правил.
Поэтому очень важно понимать за нарушение каких именно правил будут наказывать.
Уже 02 апреля были утверждены правила поведения, обязательные для исполнения гражданами в случае введения режима повышенной готовности (Постановление Правительства №417), в правилах содержатся только общие формулировки.
Граждане обязаны:
а) соблюдать общественный порядок, требования законодательства о защите населения и территорий от ЧС, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (больший перечень законов и других нормативных актов, но никакой конкретики);
б) выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС (таким лицом может быть губернатор);
в) при получении инструкций (указаний), в том числе через средства массовой информации или операторов связи!, эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации и (или) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций (можно сделать и такой вывод, что если получили СМС от МЧС: сидите дома, то должны ей следовать);
г) при обнаружении пострадавшего (пострадавших) принимать меры по вызову уполномоченных должностных лиц и до их прибытия при отсутствии угрозы жизни и здоровью оказывать пострадавшему (пострадавшим) первую помощь;
д) иметь при себе и предъявлять по требованию документ, удостоверяющий личность гражданина, а также документы (при наличии), дающие право не соблюдать требования, установленные подпунктом «в» настоящего пункта и подпунктами «б» и «в» пункта 4 настоящих Правил (паспорта и всякие справки носите с собой).
Запрещается осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
! с 01 апреля органам власти субъектов РФ даны полномочия вводить режим повышенной готовности и устанавливать свои правила (ст. 11 Закона №68-ФЗ) в случае введения регионального РПГ или дополнительные правила в случае введения федерального РПГ.
Постановлением правительства Новосибирской области №72-н от 18.03.2020 на территории всей Новосибирской области был введен режим повышенной готовности, в дальнейшем принималась череда постановлений губернатора о введении мер (дополнительных мер) по защите населения и территории от ЧС.
До момента введения ответственности в КоАП меры носили рекомендательный характер для граждан и юридических лиц, а после 01 апреля стали носить уже обязательный характер требований (смотрите таблицу с хронологией изменения решений губернатора).
Выход из дома по справке и с мусором
Разберем правила поведения в период РПГ на примере Новосибирской области (постановление №48 от 31.03.2020). Гражданам, находящимся на территории Новосибирской области, необходимо:
1) соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метра, в том числе в общественных местах и транспорте, за исключением такси;
2) не покидать места проживания (пребывания), за исключением:
• следования к ближайшему месту приобретения товаров первой необходимости, работ, услуг, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания),
• выноса отходов до ближайшего места накопления отходов.
Ограничения не распространяются на случаи:
Лица, не соблюдающие режим «самоизоляци» должны иметь при себе:
служебное удостоверение либо справку, выданную работодателем, свидетельствующую о привлечении их к работе и документ, удостоверяющий личность,
либо копию решения оперативного штаба и документ, удостоверяющий личность,
либо иные документы.
Справка, выдаваемая работодателем, составляется по форме установленной правительством Новосибирской области.
Вывод:
На федеральном уровне отсутствуют какие-либо конкретные правила поведения, которые бы предписывали, что и как делать, а что не делать в период режима повышенной готовности.
Региональные власти самостоятельно устанавливают свои правила, по факту все регионы стали копировать решения друг друга.
По сути, все ограничительные меры, которые сейчас вводятся субъектами, в чем-то повторяют ст. 11 закона «О чрезвычайном положении», при этом режим чрезвычайного положения не вводится.
Для беспрепятственного перемещения требуется уважительная причина / справка / удостоверение.
Карантин для прибывших и требования санитарных врачей
Людей, которые не соблюдают санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия в период действия РПГ или ЧС, могут привлечь к ответственности по ч.2 ст. 6.3. КоАП с размером от 15 до 40 тысяч рублей.
Подобные мероприятие вправе устанавливать Главный санитарный врач РФ.
30.03.2020 было принято (опубликовано 01.04) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.03.2020 г. № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019»
Что предписывает:
Сейчас постановления Главного санитарного врача РФ и санитарных врачей регионов — это одни из важных документов, т.к. определяют виды мероприятий и действий, основаны на законе №52 — ФЗ «О Санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» и за нарушение их решений могут привлекать к ответственности по ст. 6.3. КоАП, а также по решению суда принудительно изолировать лиц из группы риска.
Граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (ст. 10 Закона №52-ФЗ).
Карантин = Ограничительные мероприятия могут вводиться / отменяться на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей.
Карантин имеют право вводить: Правительство Р Ф, органы власти субъектов РФ, органа местного самоуправления и др. уполномоченные органы (п. 2 ст. 31 Закона №52-ФЗ).
Именно на основании ст. 31 Закона были приняты решения:
Орган власти субъекта РФ в течение 24 часов обязан ввести ограничительные мероприятия (карантин) в случае угрозы возникновения или распространения инфекционных заболеваний (Постановление правительства РФ от 19.08.2005№ 529).
Основанием для введения карантина является предписание территориального Роспотребнадзора. Карантин может вводится на территории всего субъекта или отдельной его части.
Одновременно с введением карантина вводятся ограничительные мероприятия и утверждается план мероприятий по организации выполнения ограничительных (карантинных), профилактических, противоэпидемических и лечебно-диагностических мероприятий.
Вывод: режим карантина регулируется законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и вводится на основании предписаний главных санитарных врачей. Режим карантина, режим повышенной готовности, режим чрезвычайной ситуации — это разные режимы, регулируются разными нормами, предусмотрена разная ответственность за нарушение правил.
Карантин и самоизоляция — это разные понятия, режимы и мероприятия. Сегодня карантин официально введен только на территории Краснодарского края.
Ответственность
Как видим, ответственность установлена немаленькая. За нарушения карантина / санитарных норм возникает ответственность по ст. 6.3, за нарушение правил поведения в период РПГ — ст. 20.6.1.
Решение об определении вида и размера ответственности будет принимать районный суд, протоколы могут составлять органы власти, по решению главы региона.
В теории ответственность за нарушение должна быть соразмерна совершаемому правонарушению.
Бесспорно, что люди, которые приехали из зоны заражения и сбегают из-под карантина, должны понести ответственность, и ответственность в 15/40 тысяч рублей видится адекватной, а в случае заражения другого человека с летальным исходом и 150 тыс. может быть мало.
Но насколько адекватна будет ответственность от 1 тыс. до 30 тыс. рублей за прогулку с членами своей семьи, с ребенком с соблюдением дистанции до других людей или поездка на личном автомобиле?
Очевидно, что штрафовать будут, возможно выборочно, возможно нет. Время покажет.
В теории за нарушение регионального законодательства не привлекают к ответственности по федеральному КоАПу.
А можно пойти в Конституционный суд?
Именно к полномочиям КС РФ относится проверка законов и иных нормативно-правовых актов (в том числе НПА субъектов РФ) на соответствие Конституции РФ (ч. 2 ст. 125 Конституции Р Ф, ст. 36 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).
Правом на обращение в Конституционный Суд с запросом о конституционности отдельных НПА обладают: Президент Р Ф, Совет Федерации или 1/5 его членов, Государственная Дума или 1/5 ее депутатов, Правительство Р Ф, Верховный Суд Р Ф, органы законодательной или исполнительной власти субъектов РФ, суды при рассмотрении конкретных дел (если закон, подлежащий применению в конкретном деле, не соответствует Конституции РФ).
Граждане тоже могут подать обращение в Конституционный суд РФ, но только в том случае, если их права и свободы нарушены применением неконституционного закона в их конкретном деле (например, в деле о привлечении гражданина к административной ответственности).
Для рядового гражданина обращение в КС РФ это непростая и небыстрая процедура.
Ситуация требует от нас и властей быстрого принятия решений и оперативных мер реагирования.
Закон о защите от ЧС предусматривает возможность приостановки деятельности организаций, ограничения доступа транспорта и людей в зону действия ЧС или для предотвращения ЧС.
Здесь вопрос, что же является территорией действия ЧС?
Вся территория Новосибирской области?
Территория большинства субъектов РФ?
Или территория общественных мест, торговых и развлекательных учреждений?
Приведу пример с паводком, когда жителей региона предупреждают держаться подальше от рек, например, не разрешают заходить на определенную территорию в связи с возможностью разлива реки и для сокращения человеческих жертв. В этой ситуации понятно, что является зоной действия ЧС — зона возможного разлива реки.
С вирусом ситуация не столь очевидна, и мы не вирусологи, конечно, но вопросы о законности и адекватности мер в отсутствие федерального перечня имеются и хочется получить на них ответы:
? Почему выгуливать собак можно, но погулять с ребенком на улице с соблюдением дистанции нельзя?
? требование «оставаться дома» — это правило поведения или ограничение права на свободу перемещения?
? можно ли применять ответственность по федеральному закону за правила, установленные региональными властями?
Вопросов много, и сейчас сказать, как будет разворачиваться судебная практика, невозможно, но очевидно, что штрафовать будут, законодательную базу для этого уже создали, и уже составлены первые протоколы. Будем наблюдать за ситуацией, смотреть какие решения будут принимать суды после того, как откроются.
Евгения Бондаренко, управляющий партнер ООО «Юсконсалт»