Тайга.инфо: Начнем с банального. Как вам наш город?
— Город, конечно, фантастический! Мы прогулялись после прилета и видим, что характер города очень быстро меняется по мере того, как ты идешь. Мы видим, что исторически он переходил из одной эпохи в другую тоже очень быстро. И всегда здорово видеть такие слои друг на друге. Особенно в таком городе.
Тайга.инфо: Я настоятельно советую прогуляться по улице Урицкого, примерно от Ленина до Октябрьской. Там фантастическая застройка со зданиями, которые упираются друг другу в балконы. У нас в Новосибирске разговоры о комфортной городской среде, о необходимости создания пешеходных, зеленых зон, идут годами. Но разговоры — отдельно, а реальная градостроительная политика — отдельно. По-моему, в позапрошлом году дело дошло до того, что одну из улиц попытались сделать пешеходной. Местные жители страшно возмущались, потому что под их окнами появилось много людей, пьющих пиво. Выяснилось, что на наших улицах нет достаточных мест притяжения. Если в европейской застройке все первые этажи отданы под магазины и кафе, то в советской застройке такого не предполагалось. И, собственно говоря, людям на пешеходной улице делать нечего. Другая проблема — это сибирский климат: лето, как шутят, у нас короткое, и все три дня идет дождь. Поэтому вопрос: возможно ли преодолеть эти трудности и нужно ли их преодолевать? Или, может быть, пешеходная улица в таких условиях не нужна? Есть ли пешеходные улицы, например, в городах Аляски?
— Этот вызов — очень распространенный и на Аляске, и в других местах. Например, если говорить о скандинавских странах, где тоже зима холодная, то там смогли организовывать общественные пространства, сделав их закрытыми. Но вы, на самом деле, подняли очень важный вопрос, говоря о том, что можно предпринимать классные, правильные, казалось бы, меры выстраивания комфортной городской среды, которые в итоге будут крайне неуспешны. Важно для нас всех делиться этими примерами, которые сработали или не сработали, чтобы наращивать базу знаний и понимать, как делать проекты, которые будут успешные.
Нет никакой палочки-выручалочки. Чтобы пространство получилось, нужно, чтобы много компонентов и несколько ингредиентов сработали вместе. В принципе, если вам удается улучшить пространство улиц каким бы то ни было образом, это в целом повышает жизни в независимости от климата. Но необязательно делать улицы пешеходными. Может, в случае Новосибирска нужен просто привлекательный ландшафт улицы. Если говорить о Скандинавии, там есть пешеходные улицы, по которым люди ходят зимой, тепло укутавшись. Им холодно, но они все равно ходят.
Тайга.инфо: У нас холоднее, чем в Скандинавии.
— Ха-ха-ха. Понятно, что есть и Аляска, и Миннеаполис в Америке.
Тайга.инфо: Что делать, если у местных чиновников нет мотивации для перемен в городе и есть явный недостаток в компетенции? Говорить правильные слова они научились, но реальные дела делать не хотят и не умеют.
— Нельзя заставить людей делать то, что они не умеют или не хотят. Значит, надо найти какую-то инициативу, чтоб они захотели. Может быть не масштабный, а небольшой план-грант, который они могли бы реализовать, чтоб попробовать. Это вопрос стратегии. Нужно стараться выстраивать партнерство, возможности для сотрудничества.
Не нужно этих людей заставлять делать крупномасштабные проекты с самого начала. Нужно по чуть-чуть
К примеру, недавно мы сделали проект во Вьетнаме. Мы там работали с неправительственной некоммерческой организацией под названием «Half Bridge». Они начали с очень небольшого проекта в небольшом городке, который называется Хоянг (Hoing). Проект был несложный: небольшие общественные парки. Выделили им деньги, они организовали парки в туристической зоне. Там была явная экономическая причина это делать. Что случилось дальше? Более крупный город Дананг (Danang) увидел, им понравилось. Говорят: «Мы тоже хотим». А потом национальное правительство заметило все это и заявило: «Мы хотим организовать это на уровне национальной политики».
Это модель «снежного кома». Не нужно людей заставлять делать крупномасштабные проекты с самого начала. Нужно по чуть-чуть, находить начальный масштаб работ, с которым им будет удобно и понятно. На основании удавшегося проекта можно наращивать успех. И, кстати говоря, начиная с малых проектов, проще потом исправлять ошибки. Чтобы не было такого: сделали главную улицу города пешеходной, чтобы потом вдруг ее обратно переделывать.
Тайга.инфо: Это хороший пример. Что делать, если наиболее социально и экономически и активная часть населения пересела на автомобили и уже не хочет возвращаться к пешеходам и пассажирам общественного транспорта? А условные пешеходы и пассажиры общественного транспорта совершенно пассивные социально, хотя их и больше. Это все дает большое сопротивление по вопросу выделенных линий.
— Тот же ответ: шаг за шагом. В моем родном Портленде в штате Орегон мы очень много работали, чтоб достичь консенсуса в области общественного транспорта. В сущности ведь все, кто стоят в пробках, теряют время и очень недовольны. В итоге люди поддерживали улучшение системы общественного транспорта не потому, что они сами бы ей пользовались, а чтобы хоть кто-то пересел из автомобилей в него, и автомобилистам бы стало больше места.
Тайга.инфо: Важно, чтоб было понимание того, что кто-то может пересесть.
— Многое же зависит от местных условий и возможностей. Дело в том, что у нас в Портленде была возможность протестировать. И опять мы возвращаемся к этому эффекту «снежного кома». Чем больше люди пробовали общественный транспорт, тем больше им нравилось, тем больше они рассказывали о плюсах своим друзьям. Это к слову об активной группе населения, о которой вы упомянули. В Портленде эти более обеспеченные люди захотели вдруг переселяться как раз в районы более плотной застройки из удаленных, куда приходилось много и далеко ездить на машине. Они выступили теми, кто задавал тренды. И если вам удастся разработать такие же программы, когда более активная группа населения будет задавать тренд, за ними последуют.
если вам удастся разработать такие же программы, когда более активная группа населения будет задавать тренд, за ними последуют остальные
Я работал на принца Уэльского, и его частный секретарь, очень обеспеченный человек, по улицам Лондона ездит на велосипеде. Он был очень влиятельным лицом и задавал тренд. Если такие люди начинают пересаживаться на велосипед или автобус, то…
Тайга.инфо: У нас мэр сел на велосипед, проехал десять метров, а дальше не смог потому, что там ступени. Но это было для рекламного ролика.
— Ха-ха-ха.
Тайга.инфо: А что, в Америке начался процесс повторной урбанизации?
— Да, во многих городах. На самом деле, что происходит? Обеспеченные люди переезжают из пригорода в более плотную застройку и вытесняют тех, кто там жил до этого. Происходит обратная элитизация этих районов.
Тайга.инфо: Гетто становятся элитными районами?
— Да, именно так. Суть в принципе «золотой середины». Среднеэтажная застройка в целом гораздо более эффективна с точки зрения, например, энергосбережения, чем разреженные или чрезвычайно высотные здания. То же относится и к доходам: мы не хотим, чтобы в микрорайоне все были бедные или все богатые. Должно быть разнообразие, смешение. Исследования показывают, что это оптимальная социальная структура для жизнеспособности микрорайона.
Тайга.инфо: Что важнее при благоустройстве? Сделать несколько знаковых общественных зон? Или же несколько маленьких, но по всему городу?
— Очень зависит от стратегии, которая нужна в этом месте. Нет какого-то универсального решения. Конечно, всегда легче реализовать маленький проект, чтобы позволить ему разрастись во что-то более широкое, а не пытаться сделать одновременно несколько больших проекта, которые могут провалиться. С другой стороны, если вы можете реализовать один большой проект, про который точно понятно, что он будет успешный, то, конечно, это очень полезно. Если вы знаете, что проект не слишком экспериментальный, уверены, что не слишком перемудрите и что в принципе следуете заданным трендам. Это зависит от того, понимаете ли вы на стадии проектирования, что все точно получится.
Среднеэтажная застройка более эффективна с точки зрения, например, энергосбережения, чем разреженные или чрезвычайно высотные здания
Тайга.инфо: Новосибирску всего 100 лет, в нем нет исторических зданий, не осталось комплексной исторической застройки. Чем бы мог привлекать туристов (да и собственных жителей) такой город, как Новосибирск.
— Я работал с похожими проектами в городе Кенневик в штате Вашингтон. Там была закрытая зона, где происходила разработка элементов ядерного оружия. Поэтому территория была изолирована, а потом она раскрылась, и сейчас застройка и заселение там очень большие. Это был исследовательский центр, туда переехало очень много умных людей. Теперь, несмотря на то, что исследования продолжают проводиться и остались исследовательские центры, как-то нужно продолжать людей там удерживать, чтоб они не разъехались. Власти пытаются как-то оживить районы, чтобы там была ночная жизнь, по крайней мере. Чтобы была какая-то положительная активность, яркие события. Чтобы там были места, куда захотят пойти молодые люди и в равной степени туристы.
Одна из вещей, которую они хотят сделать — Центр проведения крупномасштабных мероприятий, чтобы проводить там научные конференции. Соответственно, посетители таких конференций тоже должны куда-то ходить, поэтому нужно какие-то места притяжения создавать. С одной стороны, происходит оживление районов за счет создания мест проведения досуга, грубо говоря. С другой стороны, конечно же, нужны общественные места и парки. Очень важно в этой ситуации думать не только о том, какую среду мы хотим построить физически и архитектурно. Очень важный элемент — составление программы интересных мероприятий. Вот чем нужно заниматься наряду с архитектурой.
Тайга.инфо: В Новосибирске есть знаковые объекты — зоопарк, аквапарк, Оперный театр — никак не связанные друг с другом. Что нужно делать?
— Это частая проблема. У нас в Кенневике то же самое: три отдельных куска агломерации, и каждый хочет свой выставочный центр, свой музей, свой аквапарк. Суть в том, что в последние годы мы пытались объединить эти три куска и разработать единую стратегию регионального развития. И мы искали варианты партнерства, в которых выиграют все стороны. В самом городе Кенневик будет теперь большой концертный зал для музыкантов, выступлений, конференций. Но рядом расположены две другие части агломерации, и они также смогут использовать это новое пространство.
Беседовал Алексей Мазур