Привычные схемы потребительского поведения населения сломал коронавирус. Оказавшись взаперти на несколько месяцев, люди стали покупать то, на что в обычное время даже внимания не обратили бы. С интернет-прилавков сметают все бытовые приборы, пригодные для готовки: хлебопечки, яйцеварки, миксеры, кухонные машины и даже миниатюрные пивоварни. Таким образом россияне пытаются разнообразить свой досуг, выбрасывая на карантинное хобби львиную часть своих и без того небольших сбережений, а иногда и залезая в кредиты.
Между тем, домашнее производство наносит серьезный удар по сбережениям потребителей: покупка самих приборов, инградиентов для готовки, плюс затраты на электроэнергию делают собственный продукт дороже магазинного аналога. В итоге россиянам придется растягивать батон домашнего хлеба на неделю, а не покупать по одному каждый день в ближайшей торговой сети.
В компании Ozon изучили, какие бытовые приборы население покупает находясь на карантине. По данным экспертов, в апреле в России резко вырос спрос на технику для приготовления различных блюд. Продажи подскочили:
Ранее аналитики банка «Русский стандарт» сообщили, что спрос отечественных потребителей на продукты, необходимые для приготовления домашних блюд, существенно подрос. К примеру, за прошлый месяц люди купили на 35,4% больше молока и на 49,2% больше куриных яиц, чем в марте.
Очевидно, что в режиме самоизоляции люди стараются занять себя чем-то полезным. Одни разгребают многолетние завалы на балконе, другие, начинают печь хлеб. Однако, обычно, такое увлечение не переходит в долгосрочный опыт и не становится привычкой.
Эксперты объясняют аномальную тягу населения на карантине к кухонным приборам, прежде всего, психологическими факторами. Люди хотят, как и прежде, контролировать ситуацию и даже в четырех стенах получать хоть какое-то удовольствие от жизни. Понятно, что доставка товаров и блюд из ресторанов не по карману большинству, но самостоятельная готовка не поможет сэкономить, предупреждают собеседники «МК».
По мнению аналитика «БКС Брокер» Михаила Зельцера, рост продаж миксеров и хлебопечек — явно не вопрос экономии средств семейного бюджета. «Стоимость хлеба домашнего производства значительно выше цены магазинного товара: приходится покупать многочисленные ингредиенты, расходовать недешевую электроэнергию, — рассказал он. — Спустя всего несколько месяцев желание доставать технику, а после использования мыть её, пропадает, и хлебопечки убирают в дальний угол. Миксерам везет больше. Их могут использовать несколько раз в год».
Эксперт считает, что нарушение цепочек поставок ряда товаров из-за рубежа может привести к реализации отложенного потребительского спроса и кратковременному скачку цен, однако, это не столь очевидно для мелкой бытовой техники. Подорожание также может произойти на фоне локальной девальвации рубля. В первую очередь, в стоимости может вырасти крупная бытовая техника, инструменты, автомобили и запчасти к ним.
По его словам, когда ограничения будут сняты, вал запросов на хлебопечки, яйцеварки и микроволновки снизится, и бытовую технику большинство семей будет использовать значительно реже. Людям придется выйти из дома на работу, а тем, кто потерял заработок, придется её искать и времени на кулинарные эксперименты станет меньше. В таком случае к падению розничных продаж этих товаров добавится масса предложений на соответствующих интернет-платформах о реализации по-дешевке ставшего ненужным кухонного хлама.
Читайте также: Как не подхватить коронавирус в супермаркете или дома через продукты