Какие отрасли из-за вируса ждет бурное развитие

10.04.2020 17:54

Какие отрасли из-за вируса ждет бурное развитие

Пандемия коронавируса изменила ожидания на 2020 год — мировую экономику ждет рецессия. По прогнозам Economist Intelligence Unit, она упадет на 2,2%, хотя должна была вырасти на 2,3%. Российскую экономику ждет спад на 2%. Сильнее всех пострадают Италия, Германия и Аргентина. Но если посмотреть не на общую картину, а на детали, то выяснится, что некоторые индустрии только выиграют — если, конечно, сумеют грамотно отработать повышенный спрос.

По данным Ozon, в России за первую неделю пандемии сильно выросли продажи некоторых категорий товаров: пользователи купили на 200% больше подписок на игровые сервисы и онлайн-кинотеатры, вырос спрос на настольные игры (150%), товары для хобби и творчества (120%) и книги (110%). Это лишь начало стресс-теста, который позволит нескольким индустриям найти новых клиентов и существенно вырасти.

Во многих странах, где ввели карантин, закрылись непродуктовые магазины, рестораны, кофейни и другие бизнесы. В таких условиях они могут выживать только на доставке товаров, но онлайн-продажи и логистика — это отдельное направление, которое у многих компаний не налажено или вовсе не существует. Самый быстрый способ освоить этот канал продаж в кризис — обратиться к агрегаторам товаров и партнерам по доставке. Эти игроки выиграют и получат как новых В2В-пользователей, так и В2С аудиторию.

Технологические компании первыми осваивают спрос — например, гендиректор Gett в России призвал бизнесы подключаться к доставке. «Яндекс» под брендом Yango запустил свою доставку в Израиле. Отдельная история — агрегаторы по доставке еды. В России за первые выходные количество заказов увеличилось и у Delivery Club, и у «Яндекс Еды» — двух основных игроков рынка. Сервисы получают возможность не только увеличить выручку в моменте, но и нарастить аудиторию за счет скидок для новых пользователей.

В условиях повышенного спроса сервисам приходится адаптироваться под новые реалии: они внедрили бесконтактную доставку и выдали курьерам маски. Delivery Club обнулил комиссию у части локальных ресторанов и отказался от оплаты наличными. Кроме новых требований открылись и новые возможности: «Яндекс Еда» откроется в 32 новых городах в апреле, а Delivery Club запустили быструю доставку продуктов в Санкт-Петербурге с помощью сервиса «Самокат» и планируют запустить доставку лекарств совместно с агрегатором товаров из аптечных сетей «Все аптеки» от Mail.ru Group.

Рынок онлайн-образования — и так стабильно развивающаяся индустрия объемом в $74 млрд. В России рынок и вовсе находится в стадии взрывного роста: он увеличивается на 20—25% в год. Пандемия же придаст развитию онлайн-обучения дополнительный импульс.

Аудитория образовательных онлайн-проектов активно растет. Pearson, мировой лидер на рынке образования, отметил 400-процентный рост активности на онлайн-платформах компании. Компания дополнительно подключила к онлайн-обучению 24 тыс. учителей. В Италии, которая сильнее других пострадала от вируса, у Pearson появилось 500 тыс. новых пользователей. В Китае 278 млн учеников и студентов перешли на онлайн-обучение. Некоторым сервисам, предоставляющим инфраструктуру для онлайн-классов, пришлось увеличить пропускную способность в 20 раз — и им все равно сложно справиться с новой аудиторией.

В России ситуация похожая. Платформой «Учи.ру» стали пользоваться больше 7 млн школьников. Уникальных пользователей — 3 млн человек в день, хотя в весеннее время этот показатель обычно в два раза ниже. С 23 марта по 5 апреля к сервису подключились многие школы и более 70 тысяч учителей провели занятия, используя инфраструктурный сервис платформы для проведения видео-уроков «Виртуальный класс».

В ближайшие два месяца ожидается рост посещаемости в пять раз. В 2—2,5 раза вырос трафик платформы Skyeng на занятия для взрослых и детей. В «Нетологии» примерно на столько же увеличилось количество регистраций на курсы. Спрос растет и на продукты других игроков рынка.

Многие привлекают аудиторию бесплатным контентом, поэтому не стоит ждать выручки в два раза у всех компаний в отрасли. Однако через несколько месяцев многие новые пользователи могут превратиться в платящих клиентов и увеличить выручку платформ на 20—30%. Главная удача индустрии — это то, что тренд на онлайн-образование — и так заметный — усилится за время пандемии.

За время пандемии учителя, ученики и родители смогут адаптироваться к цифровому обучению и не будут воспринимать его как ненужное нововведение. Наконец, на него обратят внимание корпоративные заказчики: вместо офисных бонусов, недоступных во время изоляции (например, йога от компании и т.д.), они могут предложить сотрудникам онлайн-курсы на их выбор. Когда пандемия пройдет, все эти пользователи уже вряд ли уйдут в полный офлайн.

Удержать их смогут те компании, которые смогли перестроиться во время повышенного спроса: автоматизировать процессы техподдержки или увеличить пропускную способность сервисов, предложить новые онлайн-продукты взамен недоступных во время кризиса и глубже изучить пользовательские привычки, адаптировать курсы. Компании, которые не займутся оптимизацией и улучшением продуктов, могут не справиться со спросом и упустить новую аудиторию.

Еще один очевидный бенефициар сложившийся ситуации — онлайн-продавцы, которые готовятся к буму покупок. В России в преддверии нерабочей недели многие онлайн-ретейлеры расширили команды. Некоторые игроки рынка, как сообщает РБК, запустили рекламные кампании, чтобы привлечь новую аудиторию из тех, кто вынужден перейти на онлайн-покупки. Так, сайт «#СБЕРеги себя дома» рекламирует сервисы «Сбербанка», доступные в изоляции.

Пандемия даст не только краткосрочный эффект. Потребительские тренды развернутся в сторону e-commerce — если до пандемии онлайн-торговля должна была превысить традиционную только в 2036 году, то теперь это может случиться раньше. Отток аудитории после пандемии возможен, но спрос скорее всего сократится лишь в сравнении с периодом изоляции. Дело в том, что покупки онлайн протестируют люди, которые раньше ими не пользовались, и часть своих покупок они перенесут в цифровой мир.

Еще наберет силу роботизация торговли — собирать и доставлять товары роботам в нынешних условиях безопаснее, чем людям, и они могут справиться с большим объемом заказов. К тому же автоматизация торговли поможет всем продавцам справиться с экономическим кризисом после пандемии — это поможет оптимизировать расходы и не продолжать платить огромному штату линейных сотрудников.

Ретейлеры и производители инвестируют в технологии, которые способны автоматизировать процессы. 41% участников исследования аудиторской фирмы EY заявили, что именно так они готовятся к посткризисной жизни.

Пока врачи по всему миру борются с коронавирусом, потребность пациентов с другими заболеваниями в медицинской помощи не пропадает. Растет спрос у тех людей, которые раньше не так активно ходили к врачам — ситуация побуждает беспокоиться о своем здоровье. Во многих странах ресурсов обычной медицины на них уже не хватает. К тому же, люди меньше хотят ходить в больницы и поликлиники, боясь заразиться. Некоторые сервисы на этой волне привлекают новых пользователей: например, крупнейший французский сервис телемедицины Doctolib отменил плату за консультации по коронавирусу.

Наступает время телемедицинских сервисов — из-за пандемии компании этой отрасли в России просят быстрее принять поправки в закон, которые позволят развиваться рынку. В некоторых регионах ее уже включили в ОМС — так, в 2020 году сеть клиник «Доктор рядом» планировала провести около 100 тыс. консультаций по ОМС в Сахалинской, Калужской и Свердловской областях.

Хотя считается, что в стране консервативная аудитория в том, что касается походов к врачам, еще до пандемии появились прогнозы о росте спроса на телемедицину: в ближайшие годы он должен был вырасти на 40—50%. Вероятно, пандемия ускорит темпы роста индустрии и приведет новых пользователей, потребительские привычки которых сохранятся и после карантина.

Вырастут и смежные отрасли — онлайн-консультации психологов и услуги по поддержанию здорового образа жизни. У некоторых платформ по поиску психотерапевта спрос уже вырос на 30—40%. Проекты, помогающие следить за здоровьем, смогут привлечь аудиторию, которая в условиях пандемия задумается о своем состоянии.

Один из главных курьезов инвестиционной среды в марте — повышение стоимости акций компании Zoom Technologies на 557%. Правда, это не компания, которая развивает резко ставшую популярной платформу Zoom (за ней стоит Zoom Video Communications). Инвесторы перепутали фирмы из-за схожести названий и это отлично иллюстрирует ажиотаж по поводу сервисов видеосвязи и организации рабочего пространства в условиях пандемии.

Огромная часть мира перешла на удаленную работу и IT-компании столкнулись с нагрузками, на которые они не рассчитывали. У Microsoft Teams появилось 12 млн новых пользователей за последние несколько недель, Google Hangouts Meet каждый день растет на 60%.

Увеличивается популярность не только сервисов по видеосвязи, но и любых продуктов, позволяющих организовать удаленную работу: мессенджеров для бизнес-задач (вроде Tada.team, корпоративный инструмент для общения с встроенной системой управления задачами, личными и групповыми звонками, интеграциями с корпоративными системами) и других программ. Перед подобными сервисами стоит вызов — справиться с огромным спросом и завоевать огромную аудиторию.

После пандемии отношение к онлайну изменится — он станет не просто инструментом, а равноценным пространством для жизни и работы. Многие компании поймут, что часть рабочих процессов можно эффективно перенести в онлайн. Бизнесы в сфере развлечений обнаружат, что трансляции открывают им дополнительный канал продаж и помогают привлечь новую аудиторию.

А обычные пользователи прочувствуют, что в онлайне у них уже сформировались традиции и привычки, от которых не хочется отказываться. Сервисы видеосвязи и организации рабочего пространства станут той базовой инфраструктурой, за которую будут готовы платить очень многие.

Мир в онлайне — это не только удобство, но и дополнительные возможности для кибермошенников. Вместе с ростом удаленной работы и онлайн-общения они активизировались: за три недели марта количество фишинговых атак, связанных с коронавирусом, выросло на 667% по сравнению с февралем. Злоумышленники заманивают жертв информацией о пандемии и том, как защититься от вируса, и выманивают у них логины и пароли к различным сервисам, данные кредитных карт, личную информацию или просто обманом получают деньги на «пожертвования».

Какие отрасли из-за вируса ждет бурное развитие

В таких условиях растет спрос на компании, занимающиеся информационной безопасностью. Чем больше мир перейдет в онлайн, тем больше выиграют VPN-провайдеры, производители антивирусных решений и разработчики другого ПО для обеспечения безопасности.

Когда пандемия закончится, компьютерные вирусы останутся — и в новом мире победивших онлайн-услуг защита данных выйдет на первое место.

Финтех — одно из направлений, которое выиграет от повсеместной социальной дистанции. Банковская отрасль Европы и США крайне консервативна: раньше внедрение технологий занимало там годы, а не месяцы, как в России. Бесконтактная оплата смартфоном, к которой привыкли российские туристы, все еще вызывала удивление за рубежом, а о готовности использовать биометрическую идентификацию вместо ввода пинкода сообщали только 34% миллениалов в США и Великобритании.

Дистанционное взаимодействие с банком тоже не пользовалось популярностью на Западе. Необанки — полностью цифровые банки без отделений — готовы использовать только 3% миллениалов в США, 1,5% поколения Х и 0,8% бэби-бумеров. Российские необанки вроде банка для бизнеса Точка давно предлагают полностью удаленное открытие счета: все необходимое курьер привозит домой.

В карантин работа с цифровыми банками становится единственным безопасным выходом для индивидуальных предпринимателей и предприятий малого и среднего бизнеса. В недалеком будущем даже самым консервативным банкам придется так или иначе адаптироваться к удаленному формату работы с клиентами или же терпеть убытки.

Еще один неизбежный спутник кризиса мировой экономики — финансовые сложности сотрудников. На помощь приходят приложения-посредники между работодателем и работником, которые позволяют получить деньги до официального дня выплаты зарплаты. В отличие от кредитов, такие опции не увеличивают финансовую нагрузку на сотрудников, а помогают им справиться с внезапными тратами.

В рамках поддержки персонала на фоне COVID-19 крупнейшая сеть оптовой и розничной торговли Walmart открыла сотрудникам бесплатный доступ к приложению Even, где можно снять зарплату раз в неделю. В России аналогичные услуги предлагает сервис «Деньги Вперед»: представители компании рассказали, что только за последний месяц подключили сразу четыре компании с общим штатом около 15 тыс. сотрудников.

Читайте также: Падение цен на нефть и коронавирус могут спровоцировать мировой кризис

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Коронавирус хуже инфаркта или почему люди стали бояться вызывать скорую Где используется система crm? Бессонница или что нужно есть на ночь? Футбол. Россия – Хорватия 7 июля: когда играют, прогноз и ставки Астрономы предрекли коллапс Млечного Пути

ЦИТАТА "Подтверждение долгосрочных РДЭ отражает неизменное мнение Fitch о перспективах поддержки банков."
© Fitch Ratings
Лента публикаций