Пандемия коронавируса изменила ожидания на 2020 год — мировую экономику ждет рецессия. По прогнозам Economist Intelligence Unit, она упадет на 2,2%, хотя должна была вырасти на 2,3%. Российскую экономику ждет спад на 2%. Сильнее всех пострадают Италия, Германия и Аргентина. Но если посмотреть не на общую картину, а на детали, то выяснится, что некоторые индустрии только выиграют — если, конечно, сумеют грамотно отработать повышенный спрос.
По данным Ozon, в России за первую неделю пандемии сильно выросли продажи некоторых категорий товаров: пользователи купили на 200% больше подписок на игровые сервисы и онлайн-кинотеатры, вырос спрос на настольные игры (150%), товары для хобби и творчества (120%) и книги (110%). Это лишь начало стресс-теста, который позволит нескольким индустриям найти новых клиентов и существенно вырасти.
Во многих странах, где ввели карантин, закрылись непродуктовые магазины, рестораны, кофейни и другие бизнесы. В таких условиях они могут выживать только на доставке товаров, но онлайн-продажи и логистика — это отдельное направление, которое у многих компаний не налажено или вовсе не существует. Самый быстрый способ освоить этот канал продаж в кризис — обратиться к агрегаторам товаров и партнерам по доставке. Эти игроки выиграют и получат как новых В2В-пользователей, так и В2С аудиторию.
Технологические компании первыми осваивают спрос — например, гендиректор Gett в России призвал бизнесы подключаться к доставке. «Яндекс» под брендом Yango запустил свою доставку в Израиле. Отдельная история — агрегаторы по доставке еды. В России за первые выходные количество заказов увеличилось и у Delivery Club, и у «Яндекс Еды» — двух основных игроков рынка. Сервисы получают возможность не только увеличить выручку в моменте, но и нарастить аудиторию за счет скидок для новых пользователей.
В условиях повышенного спроса сервисам приходится адаптироваться под новые реалии: они внедрили бесконтактную доставку и выдали курьерам маски. Delivery Club обнулил комиссию у части локальных ресторанов и отказался от оплаты наличными. Кроме новых требований открылись и новые возможности: «Яндекс Еда» откроется в 32 новых городах в апреле, а Delivery Club запустили быструю доставку продуктов в Санкт-Петербурге с помощью сервиса «Самокат» и планируют запустить доставку лекарств совместно с агрегатором товаров из аптечных сетей «Все аптеки» от Mail.ru Group.
Рынок онлайн-образования — и так стабильно развивающаяся индустрия объемом в $74 млрд. В России рынок и вовсе находится в стадии взрывного роста: он увеличивается на 20—25% в год. Пандемия же придаст развитию онлайн-обучения дополнительный импульс.
Аудитория образовательных онлайн-проектов активно растет. Pearson, мировой лидер на рынке образования, отметил 400-процентный рост активности на онлайн-платформах компании. Компания дополнительно подключила к онлайн-обучению 24 тыс. учителей. В Италии, которая сильнее других пострадала от вируса, у Pearson появилось 500 тыс. новых пользователей. В Китае 278 млн учеников и студентов перешли на онлайн-обучение. Некоторым сервисам, предоставляющим инфраструктуру для онлайн-классов, пришлось увеличить пропускную способность в 20 раз — и им все равно сложно справиться с новой аудиторией.
В России ситуация похожая. Платформой «Учи.ру» стали пользоваться больше 7 млн школьников. Уникальных пользователей — 3 млн человек в день, хотя в весеннее время этот показатель обычно в два раза ниже. С 23 марта по 5 апреля к сервису подключились многие школы и более 70 тысяч учителей провели занятия, используя инфраструктурный сервис платформы для проведения видео-уроков «Виртуальный класс».
В ближайшие два месяца ожидается рост посещаемости в пять раз. В 2—2,5 раза вырос трафик платформы Skyeng на занятия для взрослых и детей. В «Нетологии» примерно на столько же увеличилось количество регистраций на курсы. Спрос растет и на продукты других игроков рынка.
Многие привлекают аудиторию бесплатным контентом, поэтому не стоит ждать выручки в два раза у всех компаний в отрасли. Однако через несколько месяцев многие новые пользователи могут превратиться в платящих клиентов и увеличить выручку платформ на 20—30%. Главная удача индустрии — это то, что тренд на онлайн-образование — и так заметный — усилится за время пандемии.
За время пандемии учителя, ученики и родители смогут адаптироваться к цифровому обучению и не будут воспринимать его как ненужное нововведение. Наконец, на него обратят внимание корпоративные заказчики: вместо офисных бонусов, недоступных во время изоляции (например, йога от компании и т.д.), они могут предложить сотрудникам онлайн-курсы на их выбор. Когда пандемия пройдет, все эти пользователи уже вряд ли уйдут в полный офлайн.
Удержать их смогут те компании, которые смогли перестроиться во время повышенного спроса: автоматизировать процессы техподдержки или увеличить пропускную способность сервисов, предложить новые онлайн-продукты взамен недоступных во время кризиса и глубже изучить пользовательские привычки, адаптировать курсы. Компании, которые не займутся оптимизацией и улучшением продуктов, могут не справиться со спросом и упустить новую аудиторию.
Еще один очевидный бенефициар сложившийся ситуации — онлайн-продавцы, которые готовятся к буму покупок. В России в преддверии нерабочей недели многие онлайн-ретейлеры расширили команды. Некоторые игроки рынка, как сообщает РБК, запустили рекламные кампании, чтобы привлечь новую аудиторию из тех, кто вынужден перейти на онлайн-покупки. Так, сайт «#СБЕРеги себя дома» рекламирует сервисы «Сбербанка», доступные в изоляции.
Пандемия даст не только краткосрочный эффект. Потребительские тренды развернутся в сторону e-commerce — если до пандемии онлайн-торговля должна была превысить традиционную только в 2036 году, то теперь это может случиться раньше. Отток аудитории после пандемии возможен, но спрос скорее всего сократится лишь в сравнении с периодом изоляции. Дело в том, что покупки онлайн протестируют люди, которые раньше ими не пользовались, и часть своих покупок они перенесут в цифровой мир.
Еще наберет силу роботизация торговли — собирать и доставлять товары роботам в нынешних условиях безопаснее, чем людям, и они могут справиться с большим объемом заказов. К тому же автоматизация торговли поможет всем продавцам справиться с экономическим кризисом после пандемии — это поможет оптимизировать расходы и не продолжать платить огромному штату линейных сотрудников.
Ретейлеры и производители инвестируют в технологии, которые способны автоматизировать процессы. 41% участников исследования аудиторской фирмы EY заявили, что именно так они готовятся к посткризисной жизни.
Пока врачи по всему миру борются с коронавирусом, потребность пациентов с другими заболеваниями в медицинской помощи не пропадает. Растет спрос у тех людей, которые раньше не так активно ходили к врачам — ситуация побуждает беспокоиться о своем здоровье. Во многих странах ресурсов обычной медицины на них уже не хватает. К тому же, люди меньше хотят ходить в больницы и поликлиники, боясь заразиться. Некоторые сервисы на этой волне привлекают новых пользователей: например, крупнейший французский сервис телемедицины Doctolib отменил плату за консультации по коронавирусу.
Наступает время телемедицинских сервисов — из-за пандемии компании этой отрасли в России просят быстрее принять поправки в закон, которые позволят развиваться рынку. В некоторых регионах ее уже включили в ОМС — так, в 2020 году сеть клиник «Доктор рядом» планировала провести около 100 тыс. консультаций по ОМС в Сахалинской, Калужской и Свердловской областях.
Хотя считается, что в стране консервативная аудитория в том, что касается походов к врачам, еще до пандемии появились прогнозы о росте спроса на телемедицину: в ближайшие годы он должен был вырасти на 40—50%. Вероятно, пандемия ускорит темпы роста индустрии и приведет новых пользователей, потребительские привычки которых сохранятся и после карантина.
Вырастут и смежные отрасли — онлайн-консультации психологов и услуги по поддержанию здорового образа жизни. У некоторых платформ по поиску психотерапевта спрос уже вырос на 30—40%. Проекты, помогающие следить за здоровьем, смогут привлечь аудиторию, которая в условиях пандемия задумается о своем состоянии.
Один из главных курьезов инвестиционной среды в марте — повышение стоимости акций компании Zoom Technologies на 557%. Правда, это не компания, которая развивает резко ставшую популярной платформу Zoom (за ней стоит Zoom Video Communications). Инвесторы перепутали фирмы из-за схожести названий и это отлично иллюстрирует ажиотаж по поводу сервисов видеосвязи и организации рабочего пространства в условиях пандемии.
Огромная часть мира перешла на удаленную работу и IT-компании столкнулись с нагрузками, на которые они не рассчитывали. У Microsoft Teams появилось 12 млн новых пользователей за последние несколько недель, Google Hangouts Meet каждый день растет на 60%.
Увеличивается популярность не только сервисов по видеосвязи, но и любых продуктов, позволяющих организовать удаленную работу: мессенджеров для бизнес-задач (вроде Tada.team, корпоративный инструмент для общения с встроенной системой управления задачами, личными и групповыми звонками, интеграциями с корпоративными системами) и других программ. Перед подобными сервисами стоит вызов — справиться с огромным спросом и завоевать огромную аудиторию.
После пандемии отношение к онлайну изменится — он станет не просто инструментом, а равноценным пространством для жизни и работы. Многие компании поймут, что часть рабочих процессов можно эффективно перенести в онлайн. Бизнесы в сфере развлечений обнаружат, что трансляции открывают им дополнительный канал продаж и помогают привлечь новую аудиторию.
А обычные пользователи прочувствуют, что в онлайне у них уже сформировались традиции и привычки, от которых не хочется отказываться. Сервисы видеосвязи и организации рабочего пространства станут той базовой инфраструктурой, за которую будут готовы платить очень многие.
Мир в онлайне — это не только удобство, но и дополнительные возможности для кибермошенников. Вместе с ростом удаленной работы и онлайн-общения они активизировались: за три недели марта количество фишинговых атак, связанных с коронавирусом, выросло на 667% по сравнению с февралем. Злоумышленники заманивают жертв информацией о пандемии и том, как защититься от вируса, и выманивают у них логины и пароли к различным сервисам, данные кредитных карт, личную информацию или просто обманом получают деньги на «пожертвования».
В таких условиях растет спрос на компании, занимающиеся информационной безопасностью. Чем больше мир перейдет в онлайн, тем больше выиграют VPN-провайдеры, производители антивирусных решений и разработчики другого ПО для обеспечения безопасности.
Когда пандемия закончится, компьютерные вирусы останутся — и в новом мире победивших онлайн-услуг защита данных выйдет на первое место.
Финтех — одно из направлений, которое выиграет от повсеместной социальной дистанции. Банковская отрасль Европы и США крайне консервативна: раньше внедрение технологий занимало там годы, а не месяцы, как в России. Бесконтактная оплата смартфоном, к которой привыкли российские туристы, все еще вызывала удивление за рубежом, а о готовности использовать биометрическую идентификацию вместо ввода пинкода сообщали только 34% миллениалов в США и Великобритании.
Дистанционное взаимодействие с банком тоже не пользовалось популярностью на Западе. Необанки — полностью цифровые банки без отделений — готовы использовать только 3% миллениалов в США, 1,5% поколения Х и 0,8% бэби-бумеров. Российские необанки вроде банка для бизнеса Точка давно предлагают полностью удаленное открытие счета: все необходимое курьер привозит домой.
В карантин работа с цифровыми банками становится единственным безопасным выходом для индивидуальных предпринимателей и предприятий малого и среднего бизнеса. В недалеком будущем даже самым консервативным банкам придется так или иначе адаптироваться к удаленному формату работы с клиентами или же терпеть убытки.
Еще один неизбежный спутник кризиса мировой экономики — финансовые сложности сотрудников. На помощь приходят приложения-посредники между работодателем и работником, которые позволяют получить деньги до официального дня выплаты зарплаты. В отличие от кредитов, такие опции не увеличивают финансовую нагрузку на сотрудников, а помогают им справиться с внезапными тратами.
В рамках поддержки персонала на фоне COVID-19 крупнейшая сеть оптовой и розничной торговли Walmart открыла сотрудникам бесплатный доступ к приложению Even, где можно снять зарплату раз в неделю. В России аналогичные услуги предлагает сервис «Деньги Вперед»: представители компании рассказали, что только за последний месяц подключили сразу четыре компании с общим штатом около 15 тыс. сотрудников.
Читайте также: Падение цен на нефть и коронавирус могут спровоцировать мировой кризис