Знаменитый генерал, поддержавший Бориса Ельцина во время путча 1991 года, возглавил Красноярский край в 1998 году. Он победил в изнурительной двухтуровой кампании действующего главу региона Валерия Зубова.
На посту губернатора одного из немногих недотационных регионов Лебедь смог добиться того, что в 1999-м регион стал единственным в России, сумевшим погасить задолженности перед бюджетниками. Правление сопровождалось конфликтами с «Норильским никелем» и Красноярским алюминиевым заводом, с которым связывали авторитетного бизнесмена Анатолия Быкова.
В то же 1999-м Лебедь в интервью французской Le Figaro допустил, что взрывы жилых домов в Москве, Буйнакске и Волгодонске, унесшие более 300 жизней, могли быть организованы федеральными властями для дестабилизации ситуации в России.
«Президент и «семья» изолированы. У них нет никакой политической силы для победы на выборах. Столкнувшись с отчаянной ситуацией, правительство имеет только один выход — дестабилизировать ситуацию с целью отмены выборов», — цитировало издание Лебедя, который был убежден, что Кремль к тому времени «договорился» с одним из лидеров чеченских боевиков Шамилем Басаевым.
Тогда еще премьер-министр РФ Владимир Путин опровергал заявления Лебедя и считал, что недопустимо «делать политическую карьеру на крови».
В 2002 году должны были пройти новые выборы красноярского губернатора. 28 апреля Лебедь вылетел на вертолете МИ-8 на открытие горнолыжной трассы в район озера Ойское.
Вертолет разбился на юге Ермаковского района, по официальной версии, столкнувшись с линиями электропередач. Лебедь скончался от полученных травм. Государственная комиссия решила, что экипаж был неудовлетворительно подготовлен к полету. Командир судна Тахир Ахмеров получил четыре года колонии поселения, второй пилот Алексей Курилович — три года условно.
Писатель Владимир Полушин, который был помощником Лебедя, говорил, что и авиакомпанию, и экипаж поменяли за два дня до рейса, но служба безопасности не предупредила губернатора. Более того, плохие погодные условия не позволяли лететь.
Баварин больше 20 лет проработал на Алтайском моторном заводе. С 1983 года избирался на руководящие должности в барнаульский горком КПСС. Стал первым руководителем Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, которую создали в 1986 году.
В 1991 году Баварин поддержал Бориса Ельцина и позже получил пост главы администрации Барнаула. В 1996 и 2000 годах успешно избирался мэром.
Вечером 22 февраля 2003 года он ехал на открытие турбаз «Росэнерго». Мэр сидел за рулем Land Rover, с ним была супруга. В районе села Манжерок на одном из поворотов трассы Новосибирск-Ташанта он, по официальной версии, не справился с управлением. Машина перелетела бетонные блоки, перевернулась несколько раз и рухнула с десятиметрового обрыва.
Подушки безопасности не сработали, а мэр не был пристегнут — его выбросило через лобовое стекло. Когда приехала скорая помощь Баварин был еще жив. Он умер по дороге в больницу.
Супруга Баварина Вера выжила. В 2019 году в интервью изданию «Толк» она заявила, что ее муж опасался покушения.
«Нас же за год до реальной трагедии уже „хоронили“. Мы как раз отдыхали, и кто-то распустил слух, что мы разбились в ДТП. Причем точно так же — в Горном Алтае, — говоила Вера Баварина. — <…> Владимир тогда сразу сказал, что эта информация просто так появиться не может. Это ведь нужно было кому-то ее распространить, об этом знал весь город. Это был именно преднамеренный слух. И, конечно же, после этого случая у нас остался нехороший осадок. Владимир Николаевич очень болезненно это все пережил. Да и мы все сильно переживали. И после этого он меня просил каждый раз смотреть в окно, через сколько времени он выйдет из подъезда, когда уходил из дома. <…> В подъезде проще убить. Он опасался».
Эстрадный артист Евдокимов заявил о желании стать губернатором Алтайского края всего за несколько месяцев до выборов 2004 года. Ранее постоянный участник программы «Аншлаг» неудачно баллотировался в Госдуму. «Тему предложили мои земляки, а потом я обдумал, осмотрелся и понял, что это вполне реальные вещи и ничего, кроме пользы, от этого не будет», — говорил он.
Евдокимов подал документы за день до окончания выдвижения и использовал предвыборный лозунг «Шутки в сторону». Основным его соперником был действующий губернатор Александр Суриков. Местные политологи назвали кампанию «очень грязной». Например, часть голосов Сурикова в первом туре оттянул на себя его однофамилец Виталий. Во втором туре Евдокимов набрал почти на 4% больше оппонента при явке, близкой к 60%.
Губернаторство Евдокимова началось с отставок прежней команды и конфликтов с заксобранием, в котором сохранялось влияние экс-главы региона Сурикова. Кризисы в сельском хозяйстве и энергетике позволили оппозиционному парламенту выставить Евдокимову «неуд» и потребовать отставки у президента. Депутаты вменяли ему в вину и невнятную кадровую политику — за год поменялись 17 замов.
Евдокимова не успели снять с поста губернатора. Утром 7 августа 2005 года «Мерседес» с ним на борту попал в аварию на федеральной трассе М-52 в 29 км от Бийска. Губернатор, водитель и охранник погибли на месте, супруга главы региона Галина получила тяжелые травмы.
В день похорон Михаила Евдокимова президент России Владимир Путин снял с должности начальника алтайского ГУВД Владимира Валькова: тот незадолго до ДТП распорядился лишить губернатора милицейских машин сопровождения. В СМИ высказывались предположения, что автокатастрофа была подстроена.
Уголовное дело завели на водителя «Тойоты», при обгоне которой машина Евдокима вылетала в кювет, Олега Щербинского. Районный суд приговорил его к четырем годам колонии, но краевой суд постановил отменить решение и полностью его оправдать. Судья, признавшая Щербинского виновным, позже была дисквалифицирована, хотя официально квалификационная коллегия судей утверждала, что отстранение никак не связано с делом Евдокимова.
Косопкин — выходец из Южно-Уральской железной дороги. В 1990 году избран народным депутатом РСФСР по Златоустовскому территориальному округу. Входил в депутатские объединения «Демократическая Россия», «Рабочий союз России», «Чернобыль».
В 1994 году устроился в администрацию президента России. В Кремле он работал на разных должностях, в 1996-м возглавил отдел по взаимодействию с депутатами Госдумы и сенаторами в управлении внутренней политики АП.
2001−2004 возглавлял управление внутренней политики администрации президента России Владимира Путина, и на выборах 2003 года «Единая Россия» получила конституционное большинство в Госдуме. После его переизбрания стал полпредом главы государства в нижней палате парламента.
9 января 2009 года Косопкин оказался на борту вертолета Ми-171 в Алтайском крае. Он летел из Бийска через Чемал в Кош-Агач. Вместе с ним в вертолете находились вице-премьер Республики Алтай, полпред региона в Москве Анатолий Банных, представитель республиканского комитета по охране и воспроизводству объектов животного мира Виктор Каймин, референт аппарата Госдумы Сергей Ливишин, главный эксперт комитета Госдумы по экономической политике, замдиректора института экономики и законодательства Москвы Николай Капранов, бизнесмен Борис Белинский, руководитель местного ансамбля «Арманка» Василий Вялков, командир Горно-Алтайского летного отряда Владимир Подопригора и три члена экипажа.
После вылета из Чемала Ми-171 пропал. На поиски отправились более 200 человек.
Судно нашли вечером 11 января в районе горы Черная. Выжить в авиакатастрофе удалось только четверым, в том числе Анатолию Банных. После начала расследования выяснилось, что чиновники устроили охоту на краснокнижных архаров. Дело завели по ч. 2 ст. 258 УК РФ (незаконная охота) на Банных, сотрудника аппарата Госдумы Капранова и гендиректора компании «Инеко» Белинского. Сначала районный суд оправдал их, затем Верховный суд Республики Алтай отменил решение и отправил дело на новое рассмотрение, а потом его закрыли по истечению срока давности.
По словам Банных, у чиновников были лицензии на двух сибирских горных козлов и марала, а вот на архаров охотились именно Косопкин и референт аппарата Госдумы Ливишин.
В 2017-м Анатолий Банных, который к тому времени бросил политику, снова попал в авиакатастрофу. По версии МАК, из-за капризов одного из пассажиров вертолет Robinson R-66 вылетел в плохую погоду — на борту помимо Банных, жены пилота и бесджампера находилась заместитель гендиректора крупнейшего в Европе многофункционального вертолетного комплекса Heliport Moscow Мария Козинцева. Тело Банных так и не нашли.
В 2007 году выходец из «Рособоронэкспорта» и гендиректор «Автоваза» Есиповский прошел в Госдуму по списку «Единой России». Сходу стал зампредом комитета по промышленности.
В 2008-м иркутский губернатор Александр Тишанин подал в отставку, продержавшись на посту 2,5 года. Президент России предложил заксобранию Приангарья утвердить в должности главы региона Есиповского. Тот до декабря работал в статусе исполняющего обязанности.
Через пять месяцев после утверждения губернатором Есиповский погиб.
Частный вертолет Bell-407 с Есиповским, его заместителем Михаилом Штондой и охранником Александром Шостаком вылетел из Иркутска в ночь на 10 мая. Судно врезалось в деревья, рухнуло и сгорело. Пилот и пассажиры погибли.
Полет проходил без заявки, выяснила комиссия Межгосударственного авиационного комитета. Чиновники направлялись в урочище «Мольты», чтобы поохотиться на медведей, хотя пресс-служба обправительства сообщала, что целью поездки был осмотр площадки экономической зоны.
По версии МАК, причиной аварии стала «профессиональная неподготовленность» пилота Виктора Кунова. По неофициальным же данным, VIP-охотники пытались с помощью лебедки затащить убитого медведя на борт. «Работавшие на месте происшествия эксперты нашли неподалеку тушу медведя, но ее было приказано оттащить подальше в лес», — писал «МК» со ссылкой на источник в правоохранительных органах.
Уголовное дело закрыли из-за смерти подозреваемого пилота.
Булакин шесть раз избирался мэром Абакана. На муниципальных выборах он набирал, например, существенно больше, чем единоросс Виктор Зимин на губернаторских. В городе рейтинг мэра был существенно выше, чем у «ЕР», в которой он состоял.
Он всегда считался одним из главных претендентов на пост главы Хакасии. Его фамилия была в списке, который сибирский полпред президента Анатолий Квашнин представил Дмитрию Медведеву в 2008 году. Но глава государства остановился на депутате Госдумы РФ, железнодорожнике Зимине. А уже в 2018-м после очередной победы на выборах мэра Булакин сам отказался от предложения Владимира Путина стать врио губернатора.
14 октября 2019 года Булакин ехал на своем Ford в поселок Топольки под Минусинском, где у его семьи дом. По предварительной версии, у мэра могло стать плохо с сердцем и он не справился с управлением. Машина съехала в кювет и врезалась в дерево.
В день похорон Булакин был перекрыт центр Абакана. С ним пришли попрощаться тысячи жителей.