Как «убить» ПАТП: ликбез от мэрии Новосибирска

12.01.2021 6:44

Как «убить» ПАТП: ликбез от мэрии Новосибирска

Представитель частного пассажирского перевозчика Михаил Большов спрогнозировал полный крах муниципального рынка автоперевозок и появление иногороднего единого игрока со своей тарифной сеткой. Он уверен, что стенания об убыточности этой сферы вызваны низкой квалификацией профильных управленцев в мэрии Новосибирска.

Я более 20 лет занимаюсь пассажирскими перевозками в Новосибирске. И все эти годы слышу одну и ту же мантру: «муниципальный автотранспорт – сфера малодоходная, а в большей части убыточная». Частный бизнес демонстрирует обратное, а муниципальные ПАТП, несмотря на бюджетные дотации, еле сводят концы с концами. Считать так выгоднее, особенно чиновникам из сферы транспорта. И вот почему.

В начале 2000-х годов в Новосибирске действовала сеть автотранспортных предприятий. Однако с 2005 по 2008 год при мэре Владимире Городецком их начали банкротить, а имущество распродавать.

Ликвидировать ПАТП просто. Для начала нужно взять кредит, например, на выплату заработной платы и не платить его продолжительное время. Почему на зарплату? Потому что предприятие убыточное. Потом такая организация признается банкротом, а имущество уходит с молотка новым частным транспортным компаниям. Ликбез от мэрии Новосибирска.

Автопарк такого предприятия, как правило нормальные 10-летние машины, признаются старыми ломачинами. В итоге они уходят с молотка за символические 200 тыс. руб., выкупаются другими перевозчиками и выставляются после небольшого ремонта на маршруты. «Отбить» стоимость такого автобуса реально за месяц.

В итоге сейчас у нас сейчас де-юре пассажиров перевозят два муниципальных предприятия: №5, где все выходы сдаются в аренду разным коммерческим фирмам и №4. На это ПАТП заводятся деньги, которые идут на муниципальный автотранспорт. Так, 20 января ПАТП №4 проведет аукцион на поставку в лизинг еще 40 пассажирских автобусов. Начальная максимальная цена контракта составляет 464,7 млн руб. Это на 69,1 млн руб. больше, чем указывалось ранее. Все это есть на Госзакупках.

По итогам 2019 года это предприятие показало убыток почти 26 млн руб., а по итогам 2020-го года крупно оскандалилось. Последняя проверка КСП выявила, что директор арендовал у частной компании автобусы, платившей за аренду, ГСМ и ремонт. И все это в убыток ПАТП. Когда схема вскрылась, директор получил дисциплинарное взыскание и остался без премии. А должен был – без должности.

Произошедшее – это не случайность, а результат планомерной работы департамента транспорта, и всех его руководителей: Ксензова, Жаркова, Райхмана и Дронова, доставшегося мэру Локтю «в наследство» от Городецкого. Только есть ли польза от нее для города?

Конец 2018 года, министр транспорта РФ Евгений Дитрих объявляет, что в рамках проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД) с 2020 года регионы смогут получить федеральное софинансирование на покупку автобусов. Благодаря этой поддержке, в частности, наш город мог бы обновить свой автопарк перед Молодежным чемпионатом мира по хоккею. Как это у нас принято, навести лоск перед приездом гостей. В сентябре прошлого года СМИ писали, что в рамках этой программы от Новосибирска была подана заявка на покупку 62 автобусов и 26 троллейбусов. Это около 1,3 млрд руб. Все на тот момент помнили историю, когда Главгосэкспертиза не приняла проект Дзержинской линии метро из-за того, что документ предоставили не в том формате. В итоге, что случилось с этой заявкой неизвестно, про участие Новосибирска в программе по-тихому забыли.

Зато появился проект «Народный бюджет» и 100 млн руб. из городского бюджета, на которые, как нам сообщают приобрели в лизинг 15 новых минских автобусов марки МАЗ.

Любопытно, что на сайте официального дилера МАЗа в России стоимость одного автобуса на газе указывается в размере 15 млн руб. То есть за 15 единиц пришлось бы заплатить не менее 225 млн рублей. То есть либо журналистам была названа не вся сумма, либо у нас просто золотые чиновники, которые выбили сумасшедшие скидки и акции. Причем, уже не в первый раз. Не так давно городу подарили муниципальные троллейбусы из Твери. Вероятно, с появлением единого перевозчика там эта рухлядь стала не нужна.

Вопрос ценообразования не единственный. Хотелось бы понять, почему город закупает МАЗы в братском Минске, а не берет отечественные НЕФАЗы? Последние удобнее, комфортнее, с автоматической коробкой передач. С запчастями не будет проблем, и ремонтировать их можно чуть ли не под забором. НЕФАЗы не нужно растаможивать, и сам процесс покупки более прозрачный.

Важно и то, что ни 15, ни даже 100 автобусов не помогут сделать проезд по муниципальным маршрутам комфортнее. Городу требуется ежегодное планомерное обновление автопарка. У нас самая крупная маршрутная сеть за Уралом. В городе 163 маршрута. Из них 74 – для маршрутных такси, 65 – для автобусов. Средний автопарк на муниципальном 45-м маршруте – 17-19 машин. 100 автобусов – это так, пыль в глаза пустить.

Мало автобусы купить. Новый транспорт обещают выпустить на линию в январе, без указания конкретных сроков. А все почему? Потому что надо найти, кто будет на них работать. Опытные водители со стажем на новые газовые МАЗы не пойдут. Дело тут в нищенских зарплатах и российском менталитете. С газового автобуса солярку не слить.

В итоге наступит день, когда департамент транспорта своими действиями наконец-то докажет, что муниципальный пассажирский автотранспорт в Новосибирске по-настоящему убыточен. И спасет его нет, не праведный огонь, а единый пассажирский перевозчик. Зайдет в регион условный «ПитерАвто», и поделит рынок на «до» и «после». Как это стало, к примеру, в Кемеровской области. Более понятный пример – экспансия «Яндекс», Uber и «Сити-мобил».

Чтобы развалить рынок частных перевозок нужно всего-то переманить всех водителей. А для этого просто поставить заработную плату более 70 тыс. руб. Закупят 500 автобусов, которые постепенно зайдут на все маршруты, не только муниципальные.

Представители департамента транспорта мэрии Новосибирска думают, что они останутся в системе перевозок. Например, с системой навигации, которая, как она есть сейчас, никому не нужна. Потому что она не работает. Но оставить таких эффективных менеджеров побоится любой опытный бизнесмен.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Лучший фильм 21 века по версии Empire Где самые выгодные коэффициенты на матчи Лиги Чемпионов? Жена Павла Прилучного рассказала о причине срочной госпитализации Подлинная автокефалия: 30 лет назад Украина получила томос Диагностика с комфортом. Почему условия в клинике Аксимед лучшие в Киеве

ЦИТАТА "Подтверждение долгосрочных РДЭ отражает неизменное мнение Fitch о перспективах поддержки банков."
© Fitch Ratings
Лента публикаций