Не исключено, что этим руководствовалась бывший министр образования и науки (и нынешний министр просвещения) Ольга Васильева, когда год назад приняла решение вернуть астрономию в школьную программу. Первый год давался на раскачку, а с 2018 года астрономия стала обязательной. Тайга.инфо разбирается с тем, что произошло за год, и с какими проблемами столкнулась небесная наука в российских школах.
Эта проблема оказалась надуманной: хотя сама министр предложила пожертвовать вторым иностранным языком, ничего резать не пришлось. Школы имеют резерв, так называемый школьный компонент, которым они распоряжаются по своему усмотрению. Вся программа астрономии рассчитана на 35 часов, так что если вести занятия по одному часу в неделю, можно изучить эту науку за один учебный год. Впрочем, гораздо эффективнее преподавать астрономию по два часа в неделю, как это делает Аэрокосмический лицей в Новосибирске. При таком подходе ученики изучают астрономию за полугодие, и она откладывается в их головах гораздо прочнее.
Учебники, которыми пользовались 15–20 лет назад, катастрофически устарели. За последние годы астрономы совершили огромное количество новых открытий. Чего только стоят экзопланеты — многочисленные планеты у других звезд, на некоторых из которых могут существовать условия, близкие к земным. А отсюда один шаг до обнаружения других цивилизаций.
Классический учебник Воронцова-Вельяминова, а затем учебник, дополненный другим автором — Страутом, издавался около 40 раз, начиная с 1947 года. И в этом году учебник вновь переиздан! Это само по себе достойно книги рекордов Гиннеса. В прошлом году на скорую руку был подготовлен и выпущен новый учебник, написанный профессором Московского педуниверситета Виктором Чаругиным. Учебник выглядит великолепно — большой формат, красивые иллюстрации. Но спешка не пошла на пользу.
По инициативе новосибирского планетария коллектив авторов, среди которых известные российские астрономы, взялся анализировать содержание учебника и на 144 страницах насчитал около 200 неточностей и явных ошибок, многие их которых носят принципиальный характер. Например, число галактик во Вселенной раньше оценивалось в 100 млрд, а по современным данным — их порядка 2 трлн, то есть в 20 раз больше, а у нашей собственной Галактики открыли важную особенность — вытянутый балдж, или перемычку, о которой раньше и не подозревали. Совсем уж курьезным ляпом выглядит утверждение на странице 40 о том, что Коперник поместил в центр Солнечной системы Землю.
Критики учебника выпустили методическое пособие, перечислив все эти промахи. С этим пособием можно хоть как-то использовать уже вышедший учебник. Конечно, издательство «Просвещение» поблагодарило планетарий за такую неприятную для них «мину». Но неизвестно, когда будет выпущено новое издание с исправленными ошибками. Ни в школах, ни в магазинах Новосибирска второго издания до сих пор не наблюдается. Учителям приходится пользоваться старым проверенным «ВВ» — Воронцовым-Вельяминовым.
Впереди неожиданно оказался Иркутск. Не дожидаясь указаний из Москвы, здесь ввели астрономию за год до указа министра, в 2016 году, и к 2018-му подготовили собственное учебное пособие, одним из соавторов которого стал известный астроном Сергей Язев. Более того, благодаря взаимодействию астрономов с городским руководством, новые школы в Иркутске вводятся в эксплуатацию в комплекте с небольшими планетариями.
Выбор преподавателей естественным образом пал на учителей физики. При этом исходят из того, что физика и астрономия — две тесно связанные дисциплины. Недаром между ними есть смежная отрасль — астрофизика. Вопрос в том, компетентен ли конкретный учитель физики в астрономии? Как показывает опыт, далеко не всегда. Во время учебы в педагогическом вузе физикам не давали «лишних» знаний. Поэтому требуется массовая переподготовка учителей.
В Новосибирске две кузницы педагогических кадров. Первая — педагогический университет, который открылв 2018 году для обучения в магистратуре 15 мест по специальности «физическое образование и астрономия». Так что через два года область получит первых молодых учителей астрономии.
Вторая кузница — институт повышения квалификации учителей. За прошедший год он провел переподготовку около ста учителей физики. Но этого явно недостаточно, ведь в области около тысячи школ. Проблема в том, что государство со скрипом финансирует такую деятельность.
Многие учителя вынуждены идти на переподготовку за свои деньги, кому-то помогает родная школа. Кроме того, как отправлять своего учителя на переподготовку с отрывом от производства? Кто будет в это время стоять за учительским столом? Поэтому многие поступают на заочные курсы. Такие курсы, например, проводит один московский негосударственный институт. Но, как оказалось, заплатив 25 тыс. рублей, учителя не получают никаких обучающих материалов. Это просто оплата дополнительных корочек. Хороший бизнес для москвичей и ничего более.
Самое главное, астрономию в нашем обществе не встретили в штыки, как это бывало с некоторыми другими инициативами, насаживаемыми сверху. Возможно, этому помогло то, что некоторые школы продолжали преподавать астрономию и в годы ее забвения.
Конечно, таких школ немного, и астрономия сохранялась в них лишь силами энтузиастов вроде директора сельской школы Анатолия Максименко из Краснозерского района Новосибирской области. Благодаря ему в селе с романтическим названием Колыбелька в школе есть три телескопа и мобильный планетарий. Астрономический сайт директора школы неоднократно отмечался разными наградами.
Теперь, когда процесс возвращения астрономии стал необратимым, можно надеяться, что общий уровень астрономических знаний в нашем обществе станет выше, и мы уже не будем путаться, отвечая на элементарный вопрос: Земля вращается вокруг Солнца или наоборот.