Гордума Иркутска отклонила проект бюджета на 2020 год, отправив его на доработку. Депутаты планируют изменить документ, предложенный мэром Дмитрием Бердниковым, и принять обновленный вариант в декабре.
Тайга.инфо приводит комментарии депутатов, предоставленные гордумой. Позиции спикера думы Дмитрия Ружникова и главы города Дмитрия Бердникова приведены здесь.
Вице-спикер гордумы Евгений Стекачев:
Проект бюджета депутаты получили вечером 15 ноября. Муниципальные программы также не были предоставлены заранее, они стали поступать непосредственно на комиссии, и депутаты были вынуждены обсуждать их буквально «с чистого листа». В проекте бюджета мы увидели большие проблемы: в частности, сокращение денег на крайне важные направления. Прежде всего, речь идет о благоустройстве дворов. В этом году нам предложили утвердить бюджет с рекордно низкой суммой на эти цели — 45 миллионов рублей. В 2011—2012 годах было 350 миллионов, в 2019 году — уже 150 миллионов, и даже этого катастрофически не хватало, чтобы исполнить все обязательства перед жителями. Такая же ситуация по финансированию благоустройства частного сектора.
Спекуляция на теме того, что Дума хочет оставить город без федерального и областного финансирования — чистое лукавство. Ни один депутат ни разу не говорил именно об отклонении проекта бюджета, что автоматически откатило бы всю работу на начальную точку. По Регламенту Думы у депутатов есть четыре варианта принятия решения, и один из них — отправить проект на доработку с учетом наших предложений, замечаний и поправок. Именно этот вариант мы неоднократно озвучивали на заседаниях комиссий. Мы прекрасно представляем, из каких статей, по нашему мнению, можно передвинуть средства на более значимые нужды, и в ближайшее время этим займемся.
Я прошу общественность воспринимать это не как некий демарш со стороны депутатов, а как прецедент того, как Дума может влиять на бюджет с точки зрения представления интересов жителей. Депутаты не обнаружили в нем те моменты, о которых много говорилось на комиссиях. Мы имеем возможность и мы намерены внести поправки, чтобы принять бюджет в той редакции, которая устроит жителей Иркутска.
Вице-спикер гордумы Леонид Усов:
Бюджет Иркутска — важнейший, основополагающий документ, который будет определять жизнь и стратегию развития города. Нужно иметь в запасе достаточно времени, чтобы разобраться в нем и предложить свои поправки. Чтобы понять, из какой статьи расходов целесообразно передвинуть средства на первостепенные нужды, необходимо провести полный анализ всех сумм, представленных в бюджете. Но документы были даны очень поздно, и некоторых цифр у нас нет до сих пор. Принимать такое серьезное решение, не изучив все параметры, невозможно и неправомерно.
В октябре и ноябре этого года депутаты представили свои предложения, но они не были учтены. Бюджет сбалансирован только с точки зрения доходов и расходов — отсутствует дефицит. Но распределение денежных средств Думу не устроило. Именно поэтому важно детально доработать проект, чтобы бюджет был эффективным.
Глава комиссии по экономической политике и бюджету Светлана Кузнецова:
— Шесть постоянных комиссий Думы из семи высказались негативно в отношении предложенного администрацией проекта бюджета на 2020 год и плановый период 2021—2022 годов. Отмечу лишь малую часть моментов, которые вызвали споры. В муниципальной программе «Образование» на проектирование школ заложено лишь 8 миллионов, тогда как депутаты рекомендовали увеличить до 40 миллионов. Отчисления на ремонт внутриквартальных проездов снижены до 42 миллионов. На благоустройство частного сектора мы запрашивали 150 миллионов — в проекте бюджета этого нет. И я подчеркиваю, что никто из депутатов никогда не предлагал сократить затраты на социальную сферу. Нам нужен тот бюджет, который отвечает требованиям времени и запросам горожан, именно поэтому депутатским корпусом принято решение самостоятельно подготовить поправки.
Депутат от округа №15 Александр Квасов:
Ни обращения депутатов прошлого, шестого созыва Думы, ни обращения действующих депутатов к администрации с просьбой предусмотреть средства на определенные расходы, не дали никаких результатов. Только за 2019 год депутатским корпусом было подано около 50 обращений. Ни одно предложение по формированию бюджета администрация не приняла.
Существовало 19 муниципальных программ. Эти программы были утверждены нами сроком до 2021 года включительно. Средства по ним были четко распределены. Одиннадцать новых программ, о которых мы узнали за день до начала заседаний комиссий, рассчитаны на срок с 2020 по 2025 годы. Депутатам предоставили только информацию о финансировании без программных мероприятий. В дальнейшем перечень мероприятий поступил, но без учета наших предложений и только на 2020 год. Из них исключены такие подпрограммы, как «Эко-логичный город» и «Развитие частного сектора». Эти мероприятия рассредоточены по другим программам, и теперь нет единого документа, по которому можно было отслеживать их исполнение.
В целом, проект бюджета, подготовленный администрацией, я считаю антинародным. Навскидку можно «найти» около миллиарда рублей в статьях расходов, которые не требуют таких вложений, и направить их на то, что действительно важно для города и жителей.
Депутат от округа №24 Григорий Вакуленко:
Я несколько раз услышал от администрации ноты протеста в адрес депутатов из-за наших предложений по дальнейшей корректировке бюджета. У нас есть конкретные предложения по поправкам, и есть понимание, откуда можно перераспределить средства. Эта сумма составляет чуть менее 1 миллиарда рублей и в отношении бюджета — около 9% от доходной части, а на выполнение пожеланий жителей нужно около 3% этой суммы. Полагаю, мы можем ее использовать. Сейчас мы наблюдаем недопустимое сокращение сумм на благоустройство, тогда как внутридворовые проезды по всему городу находятся в ужасном состоянии. Низкие отчисления на ремонт дорог: через три года четверть всех дорог в городе будет в аварийном состоянии, и нам придется враз изыскивать колоссальные средства. Не хватает денег на проектирование социально значимых объектов, и многое другое.
Если мы пойдем с таким бюджетом в следующий год, то потом поправки заложить будет еще сложнее, так как прошлогодние деньги будут уже распланированы. Обещания по корректировкам не выполняются, депутаты по три года «выбивают» остановочные пункты — разве это правильно? Было бы преступно принять бюджет в предложенной редакции. Предложение сделать это и потом когда-нибудь доработать — неконструктивно. Просим администрацию внести наши поправки, и мы снова рассмотрим бюджет на внеочередном заседании Думы.
Депутат от округа №32 Александр Сафронов:
Не надо рассматривать эту ситуацию с бюджетом, как противостояние Думы и администрации. Замечания и предложения, которые выдвигались на комиссиях, во многом объективны. Мы можем все доработать совместно с администрацией, никто из нас не заинтересован в срыве бюджета. Мы предлагаем паузу, чтобы вместе провести работу и быстро принять согласованный обеими сторонами бюджет. Это лучший и самый спокойный вариант, который допускается Регламентом Думы.
Депутат от округа №7 Алексей Савельев:
То, что происходило на площадке Думы в последнюю неделю, и то, что происходит сегодня, сложно назвать слаженной работой Думы и администрации. Мы наблюдали консолидацию мнений большинства депутатов, которые представляют интересы своих избирателей — за каждым из нас стоит 10−13 тысяч человек. Предложения, которые выносились на комиссиях, и замечания, которые прозвучали сегодня — все они направлены на то, чтобы улучшить жизнь граждан. Мы с администрацией в одной лодке, но с нами в ней более 600 тысяч пассажиров. Мы, муниципальная власть, несем ответственность за то, в каком направлении будет двигаться город, и за то, что будет с ним завтра. Дума оказалась в ситуации, когда стабильная и планомерная работа по формированию бюджета оказалась по многим причинам невозможна. Сейчас наша конкретная цель — доработать бюджет с учетом предложений и замечаний, поступивших с комиссий.
Депутат от округа №22 Алексей Распутин: