Студенты Новосибирского государственного медицинского университета (НГМУ), муниципальный центр образования и здоровья «Магистр», а также ООО «ВедаГенетика» запустили проект «Психогенетика девиантного поведения подростков в условиях образовательных организаций». Он направлен на совершенствование работы школьных психологов, сообщило издание Сибирского отделения РАН «Наука в Сибири».
«Другая цель — получить ответ на вопрос: смогут ли знания о тех или иных генетических особенностях ребенка помочь скорректировать его поведение; оценить готовность, заинтересованность родителей, психологов, образовательных учреждений в использовании таких подходов».
В качестве пилотного проекта программу запустили на базе нескольких школ Новосибирска для учащихся 5—11 классов. Участие в ней — только по желанию школьников и родителей.
«Имеются научные данные о том, что определенные генетические особенности могут немного влиять на адаптацию к социальным условиям, выбор профессии, темперамент. Однако, как всегда, разрыв между этими данными и практикой очень большой. Есть исследователи, которые работают с генами. Есть школьники, у которых имеются некоторые проблемы с социализацией, успеваемостью, — пояснил научный консультант проекта, заведующий межинститутским сектором молекулярной эпидемиологии и эволюции человека Института цитологии и генетики СО РАН Владимир Максимов. — Есть психологи, которые с ними работают, но не всегда успешно. Почему не попробовать привлечь сведения о генетике к решению имеющихся проблем? Этот проект — попытка применить научные знания на практике и в то же время своего рода эксперимент, ведь так еще никто никогда не делал».
«Конечная цель — увеличить эффективность работы психолога со школьником, учитывая такой параметр, как данные о генетических особенностях последнего в дополнение к данным, полученным с помощью психологических тестирований, собеседований», — подчеркнул Максимов.
Для исследования были выбраны три самых изученных гена, взаимосвязанность которых с теми или иными особенностями личности уже показана в мировых исследованиях. Стоимость проведения исследования для участников проекта составляет 600 рублей за один ген.
«Разумеется, это не какие-то „гены преступника“, а варианты нормы, — заметил ученый. — Один ген или полиморфизм не может полностью определять поведение человека. Но на больших группах какие-то закономерности все-таки просматриваются. Например, известно, что носительство определенного генотипа предрасполагает к синдрому дефицита внимания и гиперактивности. Каким образом делаются такие выводы? Этот генотип изучается в группе здоровых детей и в группе детей с указанными отклонениями. Предположим, оказывается, что в группе здоровых детей его носителем является только 10%, а в группе с отклонениями — 25%. Так ученые заключают, что у носителей этого генотипа в 2—2,5 раза выше вероятность развития гиперактивности и СДВ. Однако речь идет только о вероятности, ведь у 10% детей из первой группы ничего такого не наблюдалось».
Определенные генотипы часто встречаются у детей с асоциальным поведением, но, с другой стороны, они же преобладают у успешных спортсменов, военных, добавил Максимов: «Генетическая особенность сама по себе ничего не решает. В том-то и преимущество этого проекта, что психолог знает ребенка и с других сторон. Информация о генетических особенностях — всего лишь дополнительный инструмент в его арсенале. Ими могут объясняться некоторые поведенческие трудности».