Эмоциональная полемика депутатов и министров регионального правительства длилась более часа. В начале дискуссии министр образования региона Сергей Федорчук напомнил, что Новосибирске в ближайшие пять лет необходимо построить не менее 20 школ на 21 тысячу мест, иначе нехватка школьных мест для мегаполиса станет катастрофической.
«За три года мы построили всего 12 школ, в 2021 году сдадим еще 3 школы, такие темпы строительства не могут удовлетворить растущий спрос», — заявил министр.
В начале 2021 года в Министерстве просвещения РФ приняли заявки по объектам, отобранным для участия в пилотном концессионном проекте. Новосибирску одобрили заявку на строительство шести школ на 5 775 мест, которые появятся в районах возведения новых микрорайонов. Единственный участник федеральных торгов, ставший в результате концессионером, — ООО «Пятая концессионная компания «Просвещение», которая планирует возвести шесть школ в течение 1,5 лет с момента подписания концессионного соглашения.
Общий объем затрат — 14,6 млрд рублей. Сумма средств из федерального бюджета составляет 5,9 млрд рублей (в том числе федеральный грант в размере 2,5 млрд рублей), из регионального бюджета — 8,6 млрд рублей.
Министр экономического развития региона Лев Решетников, в свою очередь, подтвердил депутатам, что Новосибирская область очень заинтересована в заключение концессии, потому что федеральное софинансирование в размере 40% — это выгодные условия.
«Инвестор построит 91,5 тыс. кв. м школьных помещений, — заявил министр. — Кроме того, оснастит школы оборудованием и получит их во владение на весь срок концессии — 15 лет. Компания будет обеспечивать техническую эксплуатацию помещений, сдавать их в аренду и зарабатывать на услугах дополнительного образования».
Обсуждающие проект депутаты отметили, что до сих пор очень много вопросов по концессионному соглашению остаются без ответа. Так, депутат Иван Мороз напомнил: «Стройка в долг всегда расценивается, как финансовая петля на бюджете региона. Тем более, когда в федеральных торгах участвует компания с уставным капиталом 100 тыс. рублей, возникает такое впечатление, что данная концессия — афера 21 века. Нам надо еще раз тщательно все изучить, вместе с Минфином и Минюстом. Неужели в Новосибирской области нет крупных строительных компаний, которые могут построить шесть школ?»
Глава регионального министерства финансов и налоговой политики Виталий Голубенко ответил на реплику депутата: «Обеспокоенность разделяю. Считать будем подробно».
Условия концессионного соглашения также вызвали у депутатов уточняющие вопросы.
«Почему объекты строительства концессионера можно будет проверять не чаще одного раза в три месяца, — поинтересовался первый заместитель председателя заксобрания региона Андрей Панферов. — Какие гарантии заложены при возникновении особых обстоятельств? Например, может возникнуть необходимость в переносе сроков строительства. Когда речь идет о бюджетных деньгах надо быть предельно внимательными».
Спикер регионального заксобрания Андрей Шимкив, обратившись к министру образования Сергею Федорчуку, не сдерживал эмоции: «Федорчук, вы — камикадзе». И недоумевал, как можно заключать концессионное соглашение без согласования и консультаций с Минфином, Минюстом.
«В этой концессии — нарушение трех федеральных законов. Трех, — подчеркнул спикер. — Мы ничего не просим, но вы приведите в порядок, Лев Николаевич [Решетников]. И приходить сюда с таким? Мы же законодатели, вы нам предлагаете согласовать концессию, которая заведомо невыполнима. Она невыполнима за 2022 год. Поэтому мы входим точно в риск лишения федеральных денег».
Андрей Шимкив предложил устранить все замечания в течение месяца и на рассмотрение ближайшей сессии вопрос не выносить.
Итоги заседания подвела заместитель председателя комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Законодательного собрания региона Ирина Диденко. Она предложила отметить в проекте решения — не выносить на сессию «сырое» концессионное соглашение, потому что условия, предложенные в нем, не приемлемы для региона.
Также депутаты обсудили законопроект «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «Об инвестиционном фонде Новосибирской области». Депутаты предложили ввести ограничения обязательств региона по концессиям, а через инвестиционный фонд реализовывать все концессии и ГЧП, кроме тех, что проходят через дорожный фонд.
«Новый законопроект будет в процентном отношении ограничивать выплаты обязательств региона по ГЧП и концессиям, — пояснил Андрей Шимкив. — Мы не хотим, чтобы обязательства, подписанные по ГЧП и концессиям, через какое-то время после запуска проектов плохо влияли на развитие области».