Русского человека всегда тянуло за Урал: сначала искали волю, потом смысл. Про поиски мифического старообрядческого Беловодья на Алтае написано много, но гораздо меньше известно про то, как в ХХ веке в Сибири едва не воплотился проект идеального города верующих, который хотели назвать Евангельск.
Он должен был располагаться у слияния Бии и Катуни.
Вдохновителем удивительной идеи стал Иван Проханов — дедушка известного российского писателя и публициста Александра Проханова. Он окончил Санкт-Петербургский технологический институт. Как и внук, писал стихи, но также переводил и духовные песни.
Но Иван Проханов стал известен в другом качестве: в 1908 году создал Всероссийский союз евангельских христиан и стал его руководителем. Его авторитет был велик, и через три года Проханова избрали вице-президентом Всемирного союза баптистов. После революции он продолжил деятельность и, опираясь на опыт коммун, создаваемых христианами, выступил с грандиозным проектом города евангельских христиан и баптистов.
Это были не упражнения на бумаге. Как полагает историк Владимир Попов, прообразом будущего Евангельска стала христианская сельхозкоммуна «Вертоград», которую Проханов организовал еще в 1894 году у хутора Софиевка недалеко от Симферополя.
Лидер российских евангельских христиан и баптистов, что называется, на своей шкуре ощутил колебания генеральной линии партии. В 1923 году его арестовали чекисты: обвиненный в пацифистской пропаганде, он четыре месяца провел в заключении. Потом проект внезапно был одобрен: новая власть оценила тот факт, что численность евангельских христиан достигала 500 тыс., да плюс к тому еще 400 тыс. так называемого «бапсомола».
Проект Евангельска разрабатывали в 1926—1928 годах. Энтузиазм был так велик, что после того, как идею поддержали на всесоюзном съезде, сам проект подготовили всего за год. Как водится, вспомнили всех, кто мечтал о лучшей доле для человечества: не должны быть забыты идеи Томмазо Кампанеллы и Шарля Фурье, город-сад, фаланстер, коммуна — все это нужно было объединить.
Тайны из того, каким должен был стать Евангельск, не делали. Город по планировке напоминал солнце в память о Кампанелле. В центре планировалась большая площадь, вокруг нее молитвенные дома, школы, больницы. Улицы расходятся лучами, и они должны утопать в зелени. Сразу за городом хотели развивать все ремесла: садоводство, пчеловодство, овцеводство, коневодство и даже шелководство.
Почему выбрали Сибирь? Иван Проханов писал об этом так: «Придерживаюсь того мнения, что Сибирь с ее неограниченными природными ресурсами могла бы стать землей, на которой евангельские христиане создали бы новую, лучшую жизнь для русского народа и превратили бы ее в наиболее передовую и развитую часть континента».
Уже в Сибири выбор Проханова и единомышленников остановился на Алтае. В книге «В котле России» он писал: «Я надеялся, что мы сможем найти такое удобное место для реализации наших планов в Алтайских горах. Город, где должны быть осуществлены новые принципы, должен называться город Солнца или город Евангелия. Мы нашли такое место на стыке двух рек — Бии и Катуни».
Место искали не по карте — энтузиасты сами изучали территорию. Сначала побывали в Кош-Агаче, но этот вариант отвергли. В итоге Иван Проханов, инженер Михаил Шоп-Мишич и другие участники экспедиции выбрали место слияния Бии и Катуни, где рождается крупнейшая сибирская река — Обь. Историки считают, что именно здесь в начале ХVIII века по повелению императора Петра Первого был возведен Бикатунский острог.
Место всем понравилось. Тут же начали размышлять, что и где строить. Идея была такая: «Часть города предполагается на равнине, против устья реки Бия; другая часть — на высоте около 60 метров от равнины, против устья реки Катунь и по течению реки Обь. Дома будут врубаться в лесную чащу, часть которой будет оставлена под парки и сады города. Окрестные бедные села будут перепланированы и евангелизированы».
О чем мечтали? «Родители стараются дать детям духовное воспитание и умственное образование. По возможности дети новой семьи оканчивают курс высших учебных заведений. Каждый член семьи принимает участие в жизни общины», — писал Проханов.
Мечты нужно было претворять в жизнь, и 11 сентября 1927 года верующие сделали первый шаг. Члены экспедиции высадили на месте будущего Евангельска американский клен и сибирский кедр, после чего провели богослужение. Иван Проханов воодушевленный вернулся в Новосибирск на совещание в уверенности, что мечты сбываются.
Идея строить новое общество казалась абсолютно реальной. Большевики считали необходимым привлечь евангелистов на свою сторону. Из этого и исходила тогдашняя политика. Резолюция съезда РКП (б) гласила: «Направить в русло советской работы имеющиеся среди сектантов значительные хозяйственно-культурные элементы».
Проект Евангельска поддержал и секретарь антирелигиозной комиссии при ЦК ВКП (б), начальник 6-го отделения Секретного отдела ОГПУ Евгений Тучков. Есть разные мнения, почему он это сделал. Одна из теорий гласит, что подход был простой: собрать христиан-евангелистов из крупных городов в одном месте, где гораздо проще будет за ними приглядывать. Известно также, что именно Тучков предложил название Евангельск заменить на Город Солнца.
Президиум Всероссийского союза евангельских христиан довольно быстро получил разрешение от Наркомзема РСФСР на экспедицию в Алтайский край. Сама поездка Проханова в Сибирь, казалось, подтверждала его надежды. В крупных городах его встречало множество народа. О приеме в Новосибирске он писал так: «Во время моего пребывания там толпы людей были так велики, что приходилось использовать пространство двора позади церкви, было много обращений».
Даже деньги на строительство удалось найти. Финансировать город был готов знаменитый американский бизнесмен Джон Рокфеллер, который был баптистом.
Но все быстро изменилось. В мае 1928 года на заседании политбюро выступил Иосиф Сталин. Новосибирский историк Андрей Савин отмечал: «Насколько можно установить из лаконичного протокола заседания, вождь сообщил соратникам по партии о вопиющем факте, а именно о том, что переселенческий отдел Наркомзема РСФСР разрешил баптистам (в действительности — евангельским христианам) организовать в Сибири „религиозный город“ и высказал свое резкое недовольство этим фактом».
Этого было достаточно, чтобы председателю Антирелигиозной комиссии и члену ЦК ВКБ (б) Емельяну Ярославскому поручили изучить положение дел и уже на следующем заседании представить доклад. Дальнейшее понятно: Наркомзем получил поручение «ликвидировать дело», а вскоре появился и новый жесткий закон о религиозных объединениях. И о Евангельске забыли окончательно.
Интересно, что люди забыли о Евангельске не сразу. Историки выяснили, что в 1930 году в Красноярском округе Сибирского края чекисты изучали настроения населения и особо отметили выступление баптиста Манченко на собрании в деревне Солона Манского района. Он якобы говорил: «В центре Сибири будет построен новый город под названием „Солнце“, где будут жить одни баптисты и иметь свои производства, тогда-то будет нам хорошо».
Окружной отдел ОГПУ фиксировал подобные разговоры в Красноярском и Сухобузимском районах.
Не сбылось пророчество Ивана Проханова: «Пусть зеленые насаждения свидетельствуют о наших начинаниях. И здесь вырастет со временем город-сад!»
Город-сад не вырос, но рощу пытались найти не один раз. Старший пресвитер Алтайского объединения церквей российского союза евангельских христиан-баптистов Виктор Кравчук летом 2004 года старался, но никаких следов так и не нашел. Алтайский журналист Анатолий Муравлев также писал о неудачных попытках найти рощицу.
Возможно, сейчас, при ставке на развитие регионального туризма на Алтае, кто-то возобновит попытки найти следы Города Солнца в Сибири. Пока же остается актуальным четверостишие Константина Наумова: