Художником Эрику Булатову суждено было стать волею его отца. Конечно, у маленького Эрика наблюдался недюжинный талант к рисованию, но решающим стало желание отца. Он как-то с самого начала, словно предопределил будущее сына, постоянно повторяя, что Эрик станет известным художником. А потом отец Эрика ушёл на фронт, а через какое-то время домой вернулось оповещение о том, что солдат, сложивший голову на поле боя, не вернётся. Тогда Эрик решил выполнить желание и надежду отца, во имя его памяти и любви к нему.
Эрик Булатов родился 5 сентября 1952 года в Свердловске. Позднее мальчик с матерью перебрались в Москву, где Эрик поступил в Московскую среднюю школу изобразительного искусства. В тот период у юного дарования появляются кумиры — Врубель и Коровин, чьи работы вдохновляют маленького Эрика на кропотливые труд и занятия.
После окончания школы Эрик Булатов продолжил образование, он с лёгкостью поступил в 1952 году в Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова. О своих студенческих годах Эрик Булатов сохранил тёплые воспоминания и благодарность преподавательскому составу за полученный опыт, неоценимый кладезь знаний. После окончания института Булатов словно ощутил крылья за спиной, на столько усилился его потенциал и украли способности. В тот период у Булатова окончательно сформировалось эстетическое ощущение, особенное, передающее всю красоту и оживляющее его картины.
Параллельно с парами в институте Булатов находил время для посещения лекций представителей "тихого искусства" Фалька и Фаворского, будущих конконформистов. О занятиях с Фальком Булатов вспоминает, что с начала ничего не мог понять, но занятий не оставил, потому что с первых минут было интересно. Постепенно Булатов под влиянием картин и разъяснений Фалька обзавёлся новым видением того, как следует изображать эстетическую красоту, сохраняя реалистичность форм.
В свою очередь, Фаворский переформатировал сознание Булатова. Во-первых был особенным формат занятий Фаворского. Лекций, как таковых не было, он лишь всегда отвечал на поставленные студентами вопросами, правда весьма исчерпывающе. И студенты знали, что как бы далеко они ни зашли, Фаворский будет знать ответ и все детально объяснит, но только в рамках поставленного вопроса. Такой подход создал из Эрика Булатова художника-мыслителя, который умел воплотить на полотне не только эстетический аспект творения, но и его логическую суть.
В 1959 году Булатов в партнёрстве с Олегом Васильевым (студенческий товарищ Эрика) начинает работать над детскими иллюстрациями. Художнику удаётся передавать мир, воспринимаемым детской аудиторией, его иллюстрации пропитаны нежностью и заботой. В частности, Эрик Булатов творил для Детгиза и издательства "Малыш". В тот период Булатов принимает активное участие в выставках, организованных в масштабах Союза, получает награды и признание.
Эрик Булатов по праву признаётся основоположником советского концептуализма в изобразительно искусстве. Его картины в этой области посвящаются сложному изображению внутреннего наполнения картины, то есть поверхность воспринимается отдельно, а внутренне — также отдельно, а также основному изображению с пространственным измерением вокруг.
В начале 70-х годов XX столетия творения "Горизонт" сделали Эрика Булатова впервые настоящей звездой. В тоже время, художник был обвинён в излишнем соцреалистическом уклоне. Но именно в этой работе завершилось формирование особенного булатовского стиля. Создание эдакого микса из гиперреализма и элементов плакатной графики, дополненной текстами.
Булатов изображал реалистичные пейзажи, которые своей точностью напоминали фотоснимки, дополнял это плакатными лозунгами, выполненными особенными авторскими шрифтами. В этом всем просматривалась одна исключительная особенность — уникальное умение Булатова использовать в своих картинах пространство. С помощью особенной графики, цвета и света, Булатов создаёт дополнительное иллюзорное пространство, что делает его работы видом из окна — объемным и настоящим.
Эрик Булатов, помимо прочего, изображал и пейзажи и портреты, чаще своих друзей. Но в 70-80-е годы в творчестве Булатова преобладают политические тематики, становится больше портретов вождей, графических рисунков с воплощением девизов и лозунгам, прославляющим советскую власть.
В 1989 году, обосновавшийся в Париже, Эрик Булатов организовывал собственную выставку в центре Жоржа Помпиду. Подобная выставка является замковым событием в карьере французского художника, чего очень трудно добиться. А Эрик Булатов был приезжим, но такой чести благодаря своему таланту и мастерству оказался удостоен. Булатов был первым отечественным художником, который достиг подобного успеха и признания за границей.
С середины 90-х работы Булатова лишаются политической насыщенности. Отныне Эрик Булатов увлекается изображением абстрактных понятий вроде "вверх", "вниз", "туда", "сюда" и т. д. В этом Булатову помогают в очередной раз пространство и знакомые поклонникам шрифты.
В последние года Булатов обращается к керамическим изделиям, в частности, художник замыкает свои работы в пространство обыкновенной тарелки. Теперь его работы трехмерны не в плоскости, но трехмерны по-настоящему.
Обыкновенно, Булатов творит относительно медленно. Но это не мешает ему являться коммерчески весьма успешным художником. Его работы часто превышают первоначальную ожидаемую оценку. Как, например, было с картиной "Не прислоняться", выполненной летом 2007 года и проданной за сумму почти в 9 раз превышающую инициальный эстимейт.
Творения Эрика Булатова представлены в галереях самых крупных музеев различных стран, как-то в Центре модернового искусства Жоржа Помпиду, Музее, посвящённому Людвигу в Кёльне, Базельском музее, Зиммерли в штате Нью-Джерси в США. В родной стране его работы можно увидеть в Третьяковке и Русском музее, а также в Музее актуального искусства.