Я живу в пяти остановках от работы, но если ехать на общественном транспорте, то все равно придется пройти пару остановок, прямой дороги нет. Поэтому гораздо удобнее и быстрее добираться на самокате. До появления аренды электросамокатов пользовался обычным: иногда езжу на нем и сейчас, беру с собой в автобус. Самокат как транспортное средство меня абсолютно устраивает: нравится, что маршрут и скорость передвижения зависят только от меня. Я в целом отношусь к кикшерингу и каршерингу крайне положительно, такие сервисы повышают культуру городской жизни. Единственное, что меня смущает, — пока это никак не регламентировано, нет никаких норм и нормальных велодорожек. Первый опыт пользования шеринга самокатов случился у меня в Варшаве. Естественно, в Европе инфраструктура более предрасположена к этому, там можно добраться в любую точку города, потому что есть велодорожки и даже целые велосипедные развязки. Честно скажу, маршрут, по которому я езжу в школу, относительно безопасный: здесь понастроили новых домов, есть хороший и не очень людный тротуар. И в центре города ездить приятно. Что касается других районов в зоне доступа кикшеринга, то лучше сто раз подумать, брать ли самокат: все-таки не очень комфортно, когда едешь и постоянно трясучка.
Самокат я брала изначально, чтобы экономить на общественном транспорте. Зачем мне платить летом дополнительные 25−50 рублей, если можно кататься по городу самостоятельно. Кроме того, для меня поездки на самокате — это интересный вид досуга. Не просто ходишь по городу, а едешь с ветерком. Большие расстояния на самокате тоже могу преодолевать. Единственный минус — не сильно-то отдыхаешь, постоянно работаешь ногой, часто приходится обходить преграды в виде брусчатки с огромными щелями или трещины в асфальте. Получается прогулка с самокатом, а не поездка на нем. С другой стороны — есть удовольствие от физической нагрузки, которого, кстати, нет на электросамокатах, поэтому я не пользуюсь кикшерингом: тратить деньги за то, чтобы просто постоять, это не мой вариант. Сейчас самокат для меня — это способ быстро добраться до работы или погулять по городу одной или вместе с кем-то, кто может гулять, пока я катаюсь вокруг. В общем, такой транспорт, который всегда с тобой. Я думала и про велосипед, на котором научилась кататься сто лет назад, но они дороже, а главное — занимают больше места, их не похранишь в коридорчике. Самокат же можно сложить и в любое учреждение, от кофейни до правительства Новосибирской области, пройти с ним или сдать в гардероб. Один раз, кстати, меня не пустили в «Победу», заявив, что я должна понимать, куда я иду, и что даже со сложенным самокатом к ним нельзя. Хотя раньше можно было.
Мне близка концепция шеринга: это выгодно и удобно, когда есть возможность, не обладая какой-то вещью, взять ее в аренду на короткий срок. С утилитарной точки зрения самокат прекрасен как дополнительный вид транспорта. С одной стороны, общественный, с другой — твой личный, пусть и временно. Покупать самокат я бы не стал: его надо обслуживать, мыть, заряжать. Ну и тяжелый он: банально занести домой — тоже то еще приключение. В этом смысле, если нужно быстро съездить куда-то в центре, где всегда проблемы с пробками и парковками, шеринг удобнее. Два-три раза в неделю стабильно получается использовать. Сейчас я в поликлинику езжу на процедуры каждый день — на самокате это пять минут от работы. Машина есть, но в будние дни я ей не пользуюсь, предпочитаю пешком ходить. Если прошел дождь и все дороги покрыты глубокими лужами, то неохота мочить обувь и штаны марать: еду в офис на самокате, а обратно — пешком. Состояние наших тротуаров, конечно, оставляет желать лучшего, по ним тяжело перемещаться на самокате, а на дороги общего пользования выезжать все-таки страшно. Меня самого раздражает, когда самокатчики требуют отойти, крича или сигналя. Сам я так никогда не делаю, стараюсь спешиться, подождать или обойти людей. Тротуар все-таки предназначен прежде всего для пешеходов. Еще меня бомбит от того, что люди бросают самокаты как попало. У меня возле дома уже на газоне организована парковка. Виртуальных парковок больше, в реальном мире они никак не обозначены. Если точка показана на одном углу перекрестка, бывает, что электросамокаты равномерно размазаны по всем его углам. Понятно, что сервис вряд ли может следить за этим 24/7 и как-то влиять на людей, но можно расставить какие-то конструкция или хотя бы сделать явную разметку на асфальте. В Москве уже есть какая-никакая инфраструктура для кикшеринга, а наша городская среда, к сожалению, пока совсем к нему не готова.
Вообще, хотелось бы научиться кататься на скейтборде, но его я боюсь. Велосипед большой и тяжелый, ну и, поскольку я живу в общежитии, как его хранить — тоже тот еще вопрос. А самокат — идеально. На самом деле, это была моя большая мечта. Я на первом курсе поняла, что очень сильно хочу самокат именно как транспортное средство. У меня это еще был такой челлендж: я фотограф и собирала деньги на него с помощью продажи своих фото в инстаграме. Родители говорили: «Аня, зачем тебе это? Соревноваться с пятилетками будешь?» Но я ни на день не разочаровалась в покупке, и ситуация с популярностью самокатов с тех пор сильно изменилась, что меня радует. Добираюсь на нем до работы: если пешком, до Института цитологии и генетики минут 15 ходьбы, а доехать можно за 7−8 минут. Иногда езжу в магазин, часто просто катаюсь по Академгородку. По лесу не езжу, а тротуары практически везде хорошие — года три назад качество асфальта еще было не очень, сейчас уже никаких проблем нет. Пару раз пользовалась кикшерингом и немного пожалела даже, что у меня не электросамокат. Но мой обычный, я считаю, все-таки полезнее — ты больше двигаешься, не просто стоишь. Самокатчики в целом не напрягают. Проблема не в том, что все быстро ездят, а в том, что они бесшумные: конструкция у них настолько идеальная, что можно не услышать, как на тебя движется самокат. Один раз ездила с самокатом в город, но в автобусе с ним неудобно, да и в центре, где я каталась, везде плитка, в Академгородке в этом смысле намного комфортнее.
Я купил электросамокат в мае 2020 года. Как раз была пандемия, вакцин пока не было, я еще не переболел, и одной из целей была минимизация общественного транспорта. Кроме того, живя в отдаленной части города, я каждый день на работу и по своим личным делам езжу на такси и трачу в месяц порядка 10 тысяч рублей. Я подсчитал, что, купив себе на все лето электросамокат, который в среднем стоит 20 тысяч рублей, серьезно сэкономлю. Для меня это не средство развлечения, а мой персональный летний транспорт. В сравнении с велосипедом есть большой плюс — отсутствие физических нагрузок: не приезжаешь на работу с мокрой спиной. Было время, когда приходилось ездить в костюме, туфлях и с сумкой через плечо: крутить педали было бы неудобно. Из минусов — сложность передвижения по тротуарам, где пешеходы выступают хозяевами, но зачастую не соблюдают правила дорожного движения сами и ведут себя непредсказуемо. Ну и отсутствие инфраструктуры: это не трюковой самокат, на поребрике не попрыгаешь, необходимы соответствующие съезды. Осенью, весной и зимой электросамокатом не пользуюсь, но с точки зрения экономики все равно в выигрыше: на обновление расходников в начале нынешнего сезона потратил всего около 3000 рублей.
Раньше я работал в четырех километрах от дома и часто, когда погода позволяла, ездил в офис на самокате, ставя его на велопарковке возле работы. Иногда, чтобы сильно не потеть, пробовал составной маршрут: доезжал до остановки и до центра ехал на трамвае, а домой возвращался на самокате. Тоже довольно удобно. Важно, конечно, что у меня не простой самокат, а так называемый футбайк. У него большие колеса, как у BMX, можно быстро и удобно перемещаться по кочкам и неровностям, что очень важно для города с известно каким дорожным покрытием. По стоимости мой Yedoo, правда, как электросамокат, но он стоит того, мне очень нравится на нем кататься. Еще один неоспоримый плюс: с ним можно заходить в метро, потому что по размерам он четко вписывается в нормативы. Ко мне всегда бегут женщины эти: «Мужчина, подождите, вам с самокатом нельзя». Я говорю: «Несите линейку». Они несут свою линейку, начинают замерять и узнают, что можно. Так смешно каждый раз. В этом году сменил работу и, поскольку Октябрьский мост сейчас перекрыт, на самокате пока не езжу. Использую только как удобное средство для прогулок. Хотя город для этого вообще не предназначен— можно кататься по Красному проспекту и коротенькой Михайловской набережной, а больше-то негде. Электросамокаты в аренду брал пару раз, но ощущения не те: для меня это, скорее, альтернатива такси.
Я полностью приветствую появление в Новосибирска различных шеринговых сервисов, как самокатных, так и автомобильных. Для меня это выход, поскольку свою машину я продал, устав стоять в пробках и разбивать подвеску о наши дороги. Я всерьез раздумываю над тем, чтобы купить себе электросамокат, как ни крути, это действительно довольно удобный вид транспорта. Но дьявол, как всегда, кроется в деталях. Действительно удобно ездить по центру, когда тебе нужно быстро попасть куда-то в квадрате Урицкого-Автовокзал-Серебренниковская-площадь Калинина, то тогда самокат удобнее. Чуть в сторону — уже проблемы. Я сейчас даже не говорю о качестве тротуаров, отсутствии государственного регулирования езды на самокатах и так далее. Дело банально в стоимости услуги. Самокат от дома до работы мне обходится примерно на 30−40% дороже каршеринга. Повторюсь, на самокате дороже, чем на машине. Это все же не совсем верно, на мой взгляд. Да, я знаю про экологичность, выхлопы, современные тренды и так далее. Но дорого.
И конечно же, хочется иногда проклинать самокатчиков, которые звенят тебе, чтобы ты (когда идешь по тротуару) уступил им дорогу. Друзья, тротуар — для пешеходов, а уже только потом для самокатов и велосипедов.