#ВПУТЬ: Три главных уличных спектакля Новосибирска

26.06.2019 9:19

#ВПУТЬ: Три главных уличных спектакля Новосибирска

9 июня на парковке «Дома с часами» состоялся пластический перформанс московского хореографа Ольги Цветковой и куратора лаборатории Ники Пархомовской. Зрители наблюдали за актерами с пятого этажа знаменитого дома. Ни прохожие, ни проезжающие машины, ни охранник из здания «Ингостраха» напротив (с которым давно воюют жители «Дома с часами») не помещали процессу. Наоборот, реальность включилась в перформанс.

«Меня интересует создание спектаклей, которые не закрыты в вакууме, которые позволяют любым вещам вокруг быть включенными. Актеры должны осознавать, что происходит в мире, и одновременно они должны позволять этому войти в ткань спектакля», — говорит хореограф перформанса Ольга Цветкова.

Прежде чем начать репетировать, актеры театра вместе с постановщиками читали Платона. Большинство впервые. Учение об «идеях», об окрыляющем прекрасном и о любви помогло актерам отделить личное и погрузить себя в коллективное, бессознательное. Воспарить в метафизическом смысле и вознестись до зрителя, стоящего на пятом этаже «Дома с часами». А может и выше.

«Насколько это было тяжело на репетициях, настолько это было легко сегодня. Я готов, мне кажется, еще раз это все повторить», — делится актер «Первого театра» Сергей Троицкий.

Перформанс Катерины Андреевой, главного художника Кировского «Театра на Спасской» состоялся 15 июня на Расточке. Расточка — один из старейших районов Новосибирска. Он появился в середине 20 века. В те годы его называли элитным. Сегодня про него говорят, что «лучше не соваться». В некоторых домах в этом районе нет горячей воды. Всегда. Работающая канализация — забытая роскошь. Лаборатория сайт-специфик здесь — это попытка осмыслить процесс перехода из одной крайности в другую.

«На мой взгляд, мы бросили нужное зерно», — считает постановщик спектакля на Расточке Катерина Андреева.

У зрителей не было ограничений. Пришедшим была выдана карта для свободной ориентации на местности. Они выстраивали свой путь так, как хотели сами. Однако (почти как в сказке) ровно в 15:55 зрители должны собраться у непоющего фонтана, который на пару минут запел.

«Во-первых, это очень интересно. Я житель правого берега, на левом бываю крайне редко. Во-вторых, это история про послевкусие. Ты сейчас поедешь домой и будешь думать, осмыслять. Это не то, что на тебя сразу вываливается», — делится своими эмоциями один из зрителей.

19 июня состоялась премьера перформанса-маршрута Степана Пектеева, режиссера из Санкт-Петербурга. Финальная точка лаборатории — аэропорт «Толмачево». Географически все три перформанса составили путь, ведущий из центра города к его черте. «Мы сделали путь из привычной среды обитания в какой-то портал, через который люди попадают в другие пространства», — рассказывает режиссер.

Встретив зрителей на Расточке, актеры «Первого театра» провели тренинг ментального кино. Чем ментальное кино отличается от документального? Собственно, ничем. Единственное различие, ты — это и есть камера. Глаза — объектив. Пленка — твоя память. Научиться снимать ментальное кино просто. Гораздо проще, чем документальное. А наполнить такое кино смыслом, значением, знаковостью — это уже искусство.

За время пути зрители успели сменить три автобуса и совершили одну остановку на ипподроме. В дороге границы между зрителями и актерами окончательно стерлись. Они оказались соучастниками, попутчиками в большом путешествии к себе. Путь завершился в аэропорту. Там зрителей ожидала выставка-инсталляция в самолете-памятнике Ил-86, обратившая фокус их внимания вовнутрь, на их собственную киноленту памяти.

«Для меня лицо Новосибирска — это лица артистов, прежде всего. С ними я провел большую часть времени здесь. К сожалению, я мало посмотрел глазами и сходил ногами по городу. Но у меня осталось ощущение, что средний уровень образованности города очень высок. В городе, действительно, присутствует культура. Наверное, это самое простое слово, которым можно это ощущение обозначить. Я очень доволен результатом. Я открыл для себя, действительно, важные вещи. Такой степени зрительской свободы в моей практике еще не было ни разу. В процессе самого спектакля понимаешь, что самое главное содержание — сами горожане, зрители. Очень много предоставляется именно им, артисты здесь лишь проводники», — говорит режиссер Пектеев.

Многие постановщики перформансов посетили Новосибирск впервые. Эта дистанцированность от места и его контекста помогла подобрать нужный ключ, запустивший мысленные механизмы уже внутри пришедших. «Когда мы живем в городе, мы его не видим», — говорит Ника Пархомовская, куратор лаборатории сайт-специфик.

«Задача проекта — осмыслить в Новосибирск в театральном, антропологическом и социальном смысле», — рассказывает директор «Первого театра» Юлия Чурилова. И город осмысляется. Переосмысляется. По крайней мере, лаборатория сайт-специфик запустила процесс пересмотра привычного и обыденного. Дальше — дело за зрителем.

Анна Колпакова

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Что подарить на День Матери? Хороший мультфильм для семейного просмотра Шиномонтажный коллапс. Когда менять резину? Подопытный кролик. Признание бывшего посла Канады о реформах Запада в Украине Госдума приняла закон о регистрации автомобилей без посещения ГИБДД

ЦИТАТА "Подтверждение долгосрочных РДЭ отражает неизменное мнение Fitch о перспективах поддержки банков."
© Fitch Ratings
Лента публикаций