Тайга.инфо: Ваша выставка проходит в городе, где картину «Великая прекрасная Россия» признали экстремистским материалом. На вас и на ваше творчество эта ситуация как-то повлияла?
— Никак. Чисто по-человечески мне было не очень приятно влезть во всю эту историю. А так, картина эта для меня не знаковая, особенно нигде не фигурировала, поэтому ничего, кроме неприятностей, она мне не принесла. У меня есть много других сюжетов, благодаря которым я стал известен, причем еще раньше этих событий. Тему скандала я тоже не особо стараюсь педалировать: это ведь не отражает то, чем я занимаюсь, а меня пытаются в рамки какие-то загнать.
Тайга.инфо: Некоторые СМИ, анонсируя вашу выставку, называли Васю Ложкина «скандальным художником», как вам такая слава?
— Ну, это глупость. Я когда-то сам работал в региональной прессе и знаю, как это делается: писать что-то лень, а надо, поэтому берется пресс-релиз и тупо перепечатывается. Если прочитать что-то про меня в интернете, там из сайта в сайт скопировано одно и то же. Тем более, СМИ сейчас работают несколько иначе, и главное первым делом быстрее опубликовать, сделать громкий заголовок, чтобы было больше заходов, лайков, перепостов.
Тайга.инфо: Что в итоге спровоцировало вас сделать «добрую» версию картины?
— Я рассердился — я же человек эмоциональный, как и любой художник, и это был такой порыв души. Конечно, образовался совершенно другой смысл в процессе изготовления, но она получилась довольно веселой.
Тайга.инфо: Вы всегда говорите, что в своих картинах стараетесь отображать какие-то вечные темы. В случае с «Великой прекрасной Россией» ксенофобия для нашей страны — это тоже одна из вечных тем?
— Она вечна не для России, а для всего мира. Это, скажем, зоологическое явление: обезьяны, сидящие в одном лесу, не любят обезьян из другого, потому что те могут к ним прийти и съесть их бананы. Это присуще практически всем, но, так как люди всё-таки отличаются от животных и стоят на другой ступени эволюции, мы стараемся у себя это изжить.
Тайга.инфо: Можно ли сказать, что обыгрывание таких тем — это своеобразная трансляция общественного сознания?
— Нет, это скорее трансляция моего подсознания. Как члена общества, конечно. Я варюсь в этой каше, и в голове у меня возникают идеи. Но это не реакция на происходящее, я стараюсь создавать картины как некий мультипликационный мир. К примеру, инопланетян в фантастических фильмах всегда изображают антропоморфными, потому что если это будет разумная водоросль, ей будет сложно придать эмоции, и коммуникации с нашим миром не будет.
Поэтому пусть он будет трехглазый, зеленого цвета, но, во всяком случае, с ним можно будет поговорить. Так и у меня в картинах — все это похоже на нашу действительность, но скорее это мой внутренний мир. И если говорить об отголосках реальности в творчестве, то в основном всё идет из прошлого. Сильнейшее впечатление на меня оказала работа на свалке в конце 1990-х годов. Это отдельная цивилизация со своими колоритными и безумными персонажами. Они мне всегда нравились, и я оттуда это, наверно, и брал.
Тайга.инфо: Можете поподробнее рассказать про эту среду?
— Например, рядом со свалкой был лесок, где в землянках жили бомжи. Но это были бомжи не такие, как на вокзалах — обоссанные, грязные, а нормальные люди, которые просто выбрали подобную форму свободы. Свалка дает еду, одежду, на ней можно собирать и сдавать бутылки, цветной металл и получать за это деньги. Там всегда творилось что-то полукриминальное, были очень странные отношения между людьми и царили свои законы.
Подумали, что можно выпить и выпили. Один проблевался, а двое — нет, потому у них поехала крыша, они стали закусывать сырыми свиными ногами, и, в конце концов, умерли
Происходило и такое: как-то три мужика нашли стеклоочиститель, понюхали — пахнет вишней. Подумали, что можно выпить и выпили. Один проблевался, а двое — нет, потому у них поехала крыша, они стали закусывать сырыми свиными ногами, и в конце концов умерли. Конечно, на меня в творчестве не только свалка оказала влияние, я просто как-то анализировал это дело, и мне показалось, что эти образы скорее берутся из детства и юности. Сейчас уже не так интересно наблюдать за всем, что происходит, а когда был помладше — смотрел на мир с широко раскрытыми глазами.
Тайга.инфо: Раз окружающая обстановка подсознательно влияет на ваше творчество, почему все люди на картинах такие угрюмые и злые?
— Я сам по себе человек угрюмый и злой. Когда я рисую тех или иных персонажей, то вживаюсь в эти роли и вынимаю какие-то образы из себя. Изображаю пиковое состояние человека — это может быть дикий восторг или наоборот, хмурость. А так как это область искусства, если можно так выразиться, то там всегда должен быть какой-то конфликт. Поэтому они и угрюмые. Хотя у меня многие и улыбаются.
Тайга.инфо: В основном коты.
— Ну да, в кота просто легче вложить эту гамму эмоций.
Тайга.инфо: В России вообще любят смеяться?
— Конечно, у нас же популярны развлекательные теле-шоу, да и юмор отличный у всех.
Тайга.инфо: На ваш взгляд, юмор занимает в российской культуре какое-то особое место?
— Я не искусствовед и не культуролог, поэтому такими вопросами особо не задаюсь. Вообще, эта смеховая культура у нас всегда присутствовала — в лубочных картинах, сказах или анекдотах. Мои картины часто представляют собой полуанекдоты или иллюстрации к ним. Сейчас, кстати, из-за распространения интернета словесные анекдоты стали менее популярны, и вместо них сейчас мемасики, гифки, комиксы. Но суть та же.
котиков все любят. И сиськи. Но в интернете их запрещено открыто показывать, поэтому остались только котики
Тайга.инфо: Стараетесь перенять это в творчестве?
— Я особо за этим не слежу и рисую так, как получается. Когда ты рисуешь картину, ты же не задумываешься, какое воздействие это окажет на публику.
Тайга.инфо: Может быть, вы чувствовали влияние этой новой интернет-культуры.
— Разве что только в котах. Если говорить о влиянии интернета на творчество, то коты появились именно благодаря ему — котиков все любят. И сиськи. Но в интернете их запрещено открыто показывать, поэтому остались только котики.
Тайга.инфо: Основную часть славы вы получили как раз из интернета. По вашему, как он изменился с первого вашего появления там?
— Он стал огромным и превратился в цифровой мусорный океан, где сейчас бесполезно делать что-то с нуля, потому что тебя просто не найдут. И интернет поменялся, на мой взгляд, не в лучшую сторону. Вот LiveJournal раньше был лучше, а потом его доулучшали до того, что оттуда все сбежали. С фейсбуком то же самое — улучшатели уничтожают интернет. Хотя он и так хорошо работал. И потом, его стало очень много: он нас подслушивает, мы его прислушиваемся, он за нас думает, мы ему делегируем некоторые полномочия памяти. Конечно, как средство коммуникации это великолепная вещь, но он слишком стремительно меняется: если вспомнить, что было 15 лет назад, то это два разных интернета.
Тайга.инфо: Как воспринимаются ваши картины в интернете и на выставке?
— По-разному. Если в интернете они воспринимаются просто как веселая картинка, то живьем это выглядит как нечто такое, что можно и на стену себе повесить, и над кроваткой.
Тайга.инфо: Часто встречаетесь в интернете с непониманием своего творчества?
— Там этого навалом. Я просто стараюсь это все отсекать, потому что зачем мне себе портить настроение? Тем более, почти вся критика заключается во фразах «сдохни, сволочь» или «посадить тебя надо в дурдом». Естественно, эти картинки не могут нравиться всем, но мне повезло в том смысле, что мое творчество многие любят, и это здорово. Творческому человеку всегда нужна публика, и она у меня есть, слава богу.
Тайга.инфо: У нас в Новосибирске родилась Монстрация — акция, которую тоже не все понимают. Как вы относитесь к такому явлению?
— Двояко. Это очень классное мероприятие. Абсурдистские лозунги, на мой взгляд, — это здорово и весело. Другое дело, я не люблю объединяться с кем-то, потому что я сам по себе единоличник и интроверт. А так в целом очень круто. И Монстрация для меня логически понятна, потому что моя юность прошла в панк-среде, и это вполне вписывается в эту культуру.
Тайга.инфо: А как оцениваете ее художественную составляющую?
— Если рассматривать с точки зрения акционизма, то я в этом ничего не понимаю — не знаток. Я сужу как обыватель, и мне кажется это забавным мероприятием. В целом не очень сильно интересуюсь искусством — люблю просто книжки читать или кино смотреть. Говоря об изобразительном искусстве, могу сходить в Русский музей. А если речь о современном и актуальном — оно мне не очень нравится. В том плане, что его нельзя понять сходу: нужен бэкграунд, понимание какого-то дискурса, контекста. Я сторонник того, чтобы картинка была понятна без подготовки. Хотя в том же самом современном искусстве есть вещи чисто визуально прикольные.
Если я начну умняка какого-то давать, а у меня этого и не получится, то это будет выглядеть просто глупо
Тайга.инфо: И себя к высокому искусству особо не причисляете?
— Даже близко нет. Ну, какое высокое искусство. Это скорее некий лубок. Во всяком случае, в великую вечность и далекую заумь я не лезу, потому что у меня самого мозгов не сильно много, и людей не хочется разочаровывать. Если я начну умняка какого-то давать, а у меня этого и не получится, то это будет выглядеть просто глупо.
Тайга.инфо: В одном интервью 2009 года на вопрос о том, собираетесь ли вы как-то коммерциализировать свою живопись, вы ответили, что у вас на это есть какие-то внутренние тормоза. Сейчас действует и интернет-магазин Васи Ложкина, и на заказ вы работаете, что изменилось за эти 10 лет?
— Тормоза-то и сейчас есть, просто все по-другому стало восприниматься. Например, я не рисую совсем уж заказные картины. Когда человек приходит и рассказывает определенный сюжет — я не буду это воплощать, потому что иногда сталкиваюсь с таким креативом, что ну его нафиг. А если просят нарисовать что-то на тему 30-летия совместной супружеской жизни — это я могу. Что касается интернет-магазина, то он создан скорее не для обогащения, а «по просьбам трудящихся». Люди мне постоянно говорили, что они хотят футболку с картиной или какой-нибудь значок, фартук, сумочку. Вот недавно игральные карты нарисовал — очень классные получились. Еще в планах сделать книгу, которая будет неким путеводителем, справочником по волшебному миру картин. Там будет идти речь про персонажей, которые переходят из сюжета в сюжет, где они живут, что делают, какой у них характер.
Тайга.инфо: Что обычно просят нарисовать, когда заказывают какой-то конкретный сюжет?
— Ну вот, просят нарисовать Ленина, чтоб он стоял без трусов, вокруг падал снег, а сверху летали инопланетяне и бросали кирпичи. Или, например, люди начинают рассказывать про своего начальника, что он любит кататься на BMW, увлекается рыбалкой, у него четверо детей, а его завод выпускает трубы. И просят все это нарисовать — такого я, конечно, не делаю. Я же продаю не живопись, не мастерство художника, а какие-то идеи, сюжеты. Естественно, есть и другие вещи, за которые я не берусь — это политические заказы. Выборы проходят довольно часто, и каждый раз у меня спрашивают разные партии, мол, у нас предвыборная кампания, нарисуете нам что-нибудь? В политику я не лезу, потому что это не мое, а в остальном — почему бы и нет. Для силовых структур я специально рисовал — там есть масса людей с хорошим чувством юмора и чувством прекрасного. У меня есть картина «Родина слышит», и я делал ее в разных размерах.
Тайга.инфо: Композиционно не меняли?
— Только в одном случае кое-что модернизировал, но это было для очень большого человека.
Тайга.инфо: А что вас привело в газету «Завтра»? (издание Александра Проханова — прим. Тайги. инфо)
— Я со многими оттуда знаком и могу сказать, что эту газету делают неглупые, очень веселые люди с великолепным чувством юмора. Здесь речь даже не о газете, бумажный вариант — это для олдовых патриотов, и, если я буду публиковаться там, это никто не поймет, потому что ее читает совсем другая категория граждан. Есть сайт — он более демократичный, в отличие от консервативной газеты, хотя я и его особо не читаю, потому что меня не интересуют политические вопросы. Иногда смотрю их ютуб-канал, туда приходят интересные люди, которые рассказывают о науке, конспирологии, футурологии. Профессор Сергей Савельев про мозг рассказывает часто, люблю слушать его лекции. Идейно они мне близки тем, что эта тема конспирологии меня всегда захватывала: управляет ли миром тайное правительство, летали ли американцы на Луну.
просят нарисовать Ленина, чтоб он стоял без трусов, вокруг падал снег, а сверху летали инопланетяне и бросали кирпичи
Тайга.инфо: Вы всегда позиционировали себя как контркультурщика, называли свое творчество панк-живописью. Как эта контркультура проявляется в вашем творчестве?
— Я изначально занимался панк-музыкой и продолжаю ей заниматься. Соответственно, это накладывает отпечаток на психику, мировоззрение и выражается в картинах. Не то чтобы я хотел поставить что-то с ног на голову и над чем-то поиздеваться, просто не лезу в высокое искусство — нечего там делать. Тем более я уже перестал давать оценки или ярлыки своей живописи — ну рисую и рисую. В молодости у нас была целая группа людей, которая доводила в творчестве все до абсурда. Группа НОМ, например: мы с ними поняли друг друга сразу же, как только познакомились, потому что подобное притягивает подобное. Когда я сочинял песни, то пел о чем-то странном — не о любви, а о безумии. Вот это безумие и в картинах есть.
Тайга.инфо: Соотносится ли как-то ваша музыка и живопись?
— Не просто соотносится, а даже органично вытекает одно из другого. Я часто использую надписи с картин для песен и наоборот — беру слова из стихов для живописи.
Тайга.инфо: «Письмо американскому президенту», опубликованное в ЖЖ, где американец после поездки в Россию просил Барака Обаму разбомбить страну, тоже литературная часть общего творчества?
— О, с этим дело было так. Сидел я как-то в туалете и читал журнал «Коммерсантъ-Власть». У них была рубрика, где они перепечатывали заметки о России из западной прессы — в основном трэш. Например, новости из Германии — «мы построили новый реактивный самолет», а новости из России — «пьяный мужик топором убил свою бабушку». Я и решил сделать пародию на эти новости. Мне кажется, довольно смешно получилось, хотя несколько грубовато, и некоторые не оценили. Писал в ЖЖ иногда, да. У меня даже книжка-сборник выходила с записями оттуда. Это всё одно и то же, только с разных сторон. И всё это — Вася Ложкин.