Вольные города Украины. Как управляются бывшие советские миллионники

18.11.2021 14:44

Вольные города Украины. Как управляются бывшие советские миллионники

Ведущие — социолог и краевед Андрей Поздняков, публицист и политик Дмитрий Холявченко и гендиректор исследовательской компании Tayga.Research Александр Баянов.

Украина исторически обладает огромным разнообразием урбанизированных пространств, начиная от «кустов» промышленных и шахтерских городов в Донбассе и среднем Приднепровье, заканчивая крупными городами и многочисленными местечками Галиции.

На момент распада СССР на территории Украины находилось пять городов-милионников (это больше, чем в любой стране Европы после России): Киев, Харьков, Днепропетровск (ныне Днепр), Одесса и Донецк. Кроме того, шесть городов насчитывало население от 500 тыс. до 1 млн: Запорожье, Львов, Кривой Рог, Жданов (теперь Мариуполь), Николаев и Ворошиловград (теперь Луганск).

В эфире «Адрес Советский Союз» речь пойдет о пяти городах (Киев, Харьков, Одесса, Днепр и Львов) — в первую очередь, с точки зрения различных форматов самоуправления.

Вот основные данные по населению и коммуникациям для 11 вышеперечисленных городов.

Киев по украинской Конституции — город со специальным статусом (в советские времена это называлось «городом республиканского значения») и представляет собой отдельный регион. Большинство остальных городов — это областные центры унитарной Украины. А Кривой Рог и Мариуполь, которые хоть и превышают по численности населения большинство областных центров, тем не менее, сами региональными центрами не являются.

Население всех крупнейших городов Украины (кроме Киева) уверенно падало все постсоветское время. Хотя и не такими темпами, как всей страны. Так с 1991 по 2021 годы население Украины упало на 20%. Сходными темпами (около -20%) падало население только таких промышленных городов, как Донецк, Луганск и Запорожье. Население не менее промышленных Кривого Рога, Мариуполя и Днепра снизилось на 16–18%. Харьков, Николаев и Львов потеряли 10–11% населения, а Одесса почти 8%. Принципиально отличается на этом фоне только Киев, население которого за этот же период выросло на 12%.

В целом в 1991 году в 11 крупнейших городах республики проживало 11,5 млн человек (около 22% населения). Через 30 лет число жителей этих же городов упало примерно до 10,7 млн, но доля в населении выросла почти до 24% (или почти до 26%, если не считать Крым частью Украины). При этом места, которые занимают города Украины рейтинге по численности населения, практически не изменились, за исключением того, что Одесса обогнала Днепр и Донецк и поднялась с пятого на третье место.

Если посмотреть, как менялось население городов Украины в течение XX века, то картина будет более разнообразной.

Что касается развития коммуникаций, то на Украине ярко выделяется один аэропорт — киевский Борисполь, пассажирооборот которого в 2019 году превысил 15 млн пассажиров. Он входит в число крупнейших на постсоветском пространстве — пятое место, уступая только трем главным аэропортам Московского авиаузла и петербургскому Пулково. В общеевропейском масштабе Борисполь занял в том же 2019 году 40-е место.

Из других аэропортов Украины пассажирооборот в 1 млн человек был превышен во втором аэропорту Киева «Жуляны» (2,6 млн), а также в аэропортах Львова (2,2 млн), Одессы (1,7 млн) и Харькова (1,3 млн). Аэропорты Запорожья и Днепра лишь приближались в разные периоды к 0,5 млн пассажиров в год.

В течение пяти лет до пандемии загруженность аэропортов Украины (кроме аэропорта Днепра, который потерял 25% пассажиропотока) выросла в разы. Так с 2013 до 2019 года пассажирооборот аэропорта Одессы вырос в 1,5 раза, Борисполя — в два раза, аэропорта «Жуляны» и Харькова — в 2–2,5 раза, а Львова — более чем в три.

Уничтоженный войной аэропорт Донецка (который больше не действует) и расположенный в Крыму аэропорт Симферополя (пассажирооборот которого превысил теперь 5 млн. человек) для Украины теперь потеряны. До событий 2014 года они занимали на Украине третье и второе место соответственно, уступая лишь Борисполю.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Volvo XC60 получил модельный декор и мультимедиа на Android Ferrari планирует выпустить «зелёную» модель через несколько лет Бессонница или что нужно есть на ночь? Как заслужить доверие коллег и обрести хорошую репутацию на новой работе Актер Дмитрий Харатьян — о потерях в семье, Гардемаринах 4 и фестивале в Крыму

ЦИТАТА "Подтверждение долгосрочных РДЭ отражает неизменное мнение Fitch о перспективах поддержки банков."
© Fitch Ratings
Лента публикаций