Любимый многими поколениями телезрителей артист Виктор Алексеевич Проскурин, сыгравший злостного прогульщика и любителя танцев Генку Ляпишева в «Большой перемене», мог и не стать актёром. Слишком много преград было на его пути к лицедейству.
Виктор Проскурин в юном возрасте мечтал выучиться на клоуна. Уж очень ему нравился весёлый цирковой мир и вечно праздничная атмосфера на арене. Но Проскурин не успел. В цирковую школу принимали после 4-го класса, а он пришел поступать в более «зрелом» возрасте.
Но творческая натура стремилась наружу, к самовыражению. Поэтому Виктор, достигнув 15-летнего возраста, отправился в театральный кружок при Дворце пионеров. Там его и приметил ассистент режиссёра Георгия Победоносцева, искавший ребят для ленты «Орлята Чапая». Именно этим фильмом началась большая кинематографическая биография Виктора Проскурина. После съёмок, проходивших в Крыму, он вернулся домой со вполне оформившейся жизненной целью: поскорей расквитаться со школой и поступить в один из столичных театральных вузов.
Неясность была лишь в одном: на каком институте остановить свой выбор. Но жизнь не спешила к артисту с пресловутой окаймлённой тарелочкой. Во МХАТе Проскурину указали на выход из-за роста. В ГИТИСе на абитуриента обиделась слишком впечатлительная член комиссии. Когда будущий актер выразительно читал басню, дама решила отвлечься на завязывание шнурков под столом. Но ведь Виктору важно было видеть её глаза, поэтому он тоже нагнулся, дочитывая отрывок в таком положении.
А в Щукинском училище уважаемая комиссия не разглядела на лице абитуриента глаз, посчитав, что с такой внешностью ему нечего делать на сцене. Неизвестно, почему из всех вузов, где ему отказали, Проскурин на следующий год пришел именно в Щукинское. На этот раз училище было «взято приступом».
В 1973 году, получив диплом театрального училища имени Бориса Щукина, Виктор Проскурин был зачислен в труппу театра на Таганке. Доподлинно неизвестно, что там произошло, но во всех биографических рассказах есть лишь такая сухая формулировка: «не сработался с коллективом». Ушел артист не куда-нибудь, а в «Ленком», куда его пригласил Марк Захаров. Здесь звёзды для молодого актёра сошлись в нужную конфигурацию и карьера стремительно пошла вверх.
Образ Палача в постановке «Тиль» удался на славу. Потом было ещё несколько спектаклей, среди которых самым ярким оказался «Парень из нашего двора» по произведению Константина Симонова. Но через 10 лет, в 1988-ом, Виктор Алексеевич покинул и этот театр. Долгие годы, с 1988-го и по 2012-ый, артист играл в театре имени Марии Ермоловой.
Новый художественный руководитель театра Олег Меньшиков решил навести в ведомстве собственный порядок. Сделал это своеобразно: указал на дверь Виктору Проскурину и Татьяне Догилевой. Но если актриса ушла со скандалом, то Виктор Алексеевич оказался по-мужски сдержанным. Заявив, что «в этой бытовухе» он не желает принимать участие, ушел.
Разговоры о личном Виктор Проскурин обрывал сразу же. Ему было абсолютно непонятно, почему зрителей интересуют какие-то подробности приватной жизни, семейные тайны и дрязги. Ведь эта профессия и так предельно «обнажает» человека, заставляя его каждый раз исповедаться перед зрителем в своём фильме или спектакле.
Известно, что личная жизнь Виктора Проскурина складывалась непросто. Последняя супруга актёра – Ирина Хонда – пятая по счёту.
Первой супругой стала однокурсница, актриса-травести Ольга Гаврилюк. В этом браке и родилась единственная дочь Саша. От Ольги Проскурин ушёл, не прожив с ней и года. Его второй избранницей была артистка Татьяна Дербенева. Этот брак продержался 3 года. Но сразу же, как пара получила квартиру от «Ленкома», она распалась.
Виктор Проскурин с Татьяной Дербеневой (слева) и Светланой Колгановой (справа)Виктор Проскурин с Татьяной Дербеневой (слева) и Светланой Колгановой (справа)
Причиной расставания была новая любовь Проскурина – ассистент режиссёра Светлана Колганова. Вместе они прожили 20 лет. Вместе пережили последствия страшной аварии. Но и этому браку пришёл конец.
Непростыми оказались годы после изгнания Виктора Алексеевича из театра в 2012 году. Он заболел редкой для мужчин болезнью – анорексией. Похоже, её причиной стало нервное потрясение актёра. Вместе с Ириной Хондой он сумел пережить это испытание и вернулся в профессию.
В любимой миллионами «Большой перемене» артист снялся, будучи студентом. Известно, что Виктору Алексеевичу очень хотелось быть Ганжой, но на эту роль больше подходил Александр Збруев. Зато на Генку Ляпишева режиссёр принял юношу без проб. Его коронную фразу «Ходишь, ходишь в школу, и тут – бац! – вторая смена!» повторяла вся страна. После «Большой перемены» в кинематографической биографии Проскурина перерывов больше не было.
Он снимался регулярно, причём старался, чтобы его роли были разноплановыми: гусар в «Последней жертве», новобранец Кононов в «Весеннем призыве», водитель в драме «Поворот», многодетный папаша из мелодрамы «Однажды двадцать лет спустя», капитан-пограничник из фильма «Выйти замуж за капитана», Герман из «Пиковой дамы» и близнецы Шолто из серии «Сокровища Агры» в «Приключениях Шерлока Холмса». Все перечисленные образы не просто разные – они непохожие.
Но настоящий пик популярности, на котором оказался актёр, случился после выхода на экраны драмы Эльдара Рязанова «Жестокий романс». Василий Вожеватов, сначала добрый и нежный друг Ларисы Огудаловой, который в определённый момент превратился в жестокого купца, для которого «слово купеческое» перечеркнуло всё людское, – так мог сыграть лишь Проскурин.
В середине 90-ых артист перестал появляться на экране. Причиной оказался не упадок в искусстве, а тяжёлая травма после автокатастрофы. Но Проскурин сумел вернуться к обычной жизни. И снова зрители увидели любимого артиста. Он появился в сериале «Любовь.ru», комедии «День хомячка», в фильмах «Приключения мага», «Ой, мороз, мороз!» и «Персона нон грата».
30 июня 2020 года Виктор Проскурин скончался, причина его смерти неизвестна. О трагедии сообщила вдова артиста. По словам Ирины Хонды, уход мужа, как и любая смерть, была полной неожиданностью.
Читайте также: Изольда Извицкая: биография, творчество, личная жизнь, трагедия