В сухом остатке: почему Украина потеряла транзит газа в Европу

19.04.2021 3:03

В сухом остатке: почему Украина потеряла транзит газа в Европу

Введение в эксплуатацию на проектную мощность российских газопроводов, минимально сократит украинский транзит. Прокачка газа уже идет в обход по “Турецкому потоку”. На очереди его новые ветки и запуск “Северного потока — 2”. Эксперты констатируют: пока “Нафтогаз” играл в политику, украинская газотранспортная система почти развалилась, обслуживать сети скоро станет не на что. Почему Киев оказался в такой ситуации и есть ли выход — разбиралось РИА Новости.

В 2020 году российский транзит в Европу через украинскую газотранспортную систему сократился больше чем на треть — до 55,8 миллиарда кубометров. Это самый низкий показатель за тридцать лет, да и в предыдущие годы было не менее 90 миллиардов. Как подчеркнул глава “Оператора ГТС Украины” Сергей Макогон, даже в кризисном 2014-м прокачали 62 миллиарда, несмотря “на все усилия “Газпрома” для снижения поставок газа в ЕС, чтобы не допустить реверса из Европы”.

Падение действительно рекордное. При проектной мощности ГТС 146 миллиардов загрузка — менее чем на 30 процентов.

Так получилось по нескольким причинам. Должно было быть 65 миллиардов. Однако из-за позднего подписания соглашения с “Газпромом” в первом квартале (особенно в январе и феврале) физические потоки российского экспорта распределялись без украинского транзита. К тому же теплая зима с карантином уменьшили спрос на газ в Европе и Азии, обвалив цены в первом полугодии. А украинский транзит — самая дорогая опция и загружается по остаточному принципу.

В 2021-м ситуация не улучшилась. В феврале прокачка сократилась на четверть по сравнению с январем. После завершения строительства трубопровода “Турецкий поток” в Сербии и Болгарии, Киев, по оценке самих украинцев, потеряет еще десять-двенадцать миллиардов кубометров в год.

“Газпром” уже отправляет газ в Сербию, Боснию и Герцеговину по новому маршруту: “Турецкий поток”, затем по национальной газотранспортной системе Болгарии — в Сербию, а также Боснию и Герцеговину.

И это только начало, предупредил в обзоре для украинской прессы сооснователь Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. Борьбу за транзит Киев проиграл. После запуска всех российских газопроводов прокачка станет мизерной. “Проблемы не столько с Румынией, сколько с Венгрией и балканскими странами, которые скоро смогут брать газ из реверсных газопроводов-интерконнекторов, соединяющих Центрально-Восточную Европу с “Турецким потоком”, — пояснил Корольчук.

Киеву важно не допустить ввода в эксплуатацию “Северного потока — 2”. Хотя, как отмечает Корольчук, в положении Украины это просто бессмысленно: “То, что произошло с транзитом газа, — исключительно вина “Нафтогаза”, потому что они пошли политическим путем и выполняют определенные политические задачи по “Северному потоку — 2” вместо того, чтобы хотя бы попытаться повлиять на строительство “Турецкого потока”, газ к которому закачали не так давно”.

В ближайшие годы потеря транзита особыми неприятностями Украине не грозит: подписанный с “Газпромом” до 2024 года контракт предусматривает принцип “качай или плати”. Так, например, забронированные на 2020-й мощности российский монополист полностью оплатил.

“Из-за пандемии прокачали на десять с лишним миллиардов кубометров меньше, чем собирались. Но с учетом нормы “качай или плати” “Газпром” выложил больше 2,5 миллиарда долларов”, — указывал Сергей Пикин, директор российского Фонда энергетического развития.

Контракт с минимумом в 40 миллиардов кубометров в силе еще четыре года. Однако дальше, когда запустят трубу совокупной мощностью 55 миллиардов в год, сценарий вырисовывается пессимистический.

“По большому счету у “Газпрома” лишь три потребителя, которым голубое топливо имеет смысл транспортировать через Украину: Молдова, Румыния и Венгрия. Потребление природного газа в Молдове сравнительно невелико — примерно миллиард кубометров в год. Румыния может пользоваться “Турецким потоком”, и у нее есть реверсный газопровод, связанный с югом Молдовы. Остается Венгрия, но если “Балканский поток”, ответвляющийся от “Турецкого”, дойдет до нее, необходимость в украинском транзите окончательно отпадет”, — рассуждает Леонид Хазанов, независимый промышленный эксперт.

После истечения контракта с “Газпромом” ГТС Украины станет резервной системой с загрузкой максимум 20 миллиардов кубометров в год. А ведь доходы именно от транзита пока позволяют Киеву поддерживать ГТС в работоспособном состоянии.

“Затем придется либо ее консервировать и переходить на закупки сжиженного природного газа (собственная добыча не покрывает полностью потребление), который дороже трубопроводного, либо договариваться с “Газпромом”. Вот только ожидать льготных цен не приходится, учитывая долги “Нафтогаза” и агрессивную артироссийскую внешнюю политику Украины”, — говорит Хазанов.

По мнению Корольчука, единственный вариант наращивания транзита — увеличение потребления газа в ЕС с 450 до 500 миллиардов кубометров. Это даст Украине шанс на прокачку, по крайней мере, 30 миллиардов кубометров. “Но тут вопрос в том, захочет ли Россия увеличивать добычу или предпочтет поставки СПГ, которые сейчас активно наращивает. То есть, так или иначе, Киев уже выпал из игры”, — констатировал аналитик.

Российские эксперты указывают и на то, что даже если транзит еще на какое-то время сохранят по политическим соображениям, у Украины как посредника все равно будущего нет: европейский рынок стремительно меняется. В крайнем случае Россия наладит в Европу поставки СПГ или даже водородного топлива. А Украине с полуразвалившейся ГТС тут делать нечего. Источник

Читайте также: После финиша СП-2: оставит ли Россия транзит газа через Украину

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Яндекс меняет снова алгоритм расчета ИКС Украинская оппозиция заявила, что власть готовит фальсификации на местных выборах Разгневанный Петросян подал встречный иск к Степаненко Почему зима будет теплой? Точный вес: нетто или брутто?

ЦИТАТА "Подтверждение долгосрочных РДЭ отражает неизменное мнение Fitch о перспективах поддержки банков."
© Fitch Ratings
Лента публикаций