В Украине может подорожать проезд в общественном транспорте. Этого сейчас активно добиваются частные перевозчики, требуя от местных властей повышения тарифов для маршруток. Еще в конце прошлого года о необходимости пересмотреть ценники заявили перевозчики Киева и Киевской области, Львова, Сум.
К примеру, по оценкам главы Ассоциации перевозчиков Киева и Киевской области Игоря Мойсеенко, проезд в столичных маршрутках должен стоить не менее 16 гривен вместо нынешних 8. Но маршруточники готовы на компромисс – повысить ценник хотя бы до 12-14 гривен.
В Сумах местные перевозчики предложили чиновникам тариф в 10 гривен (сейчас – 7 гривен), во Львове — 8 гривен (действующий тариф – 7 гривен).
Маршруточники начали раскачивать тарифную тему еще в прошлом году. Профильные ассоциации заявляют, что сейчас перевозчики работают в ноль, а то и в минус.
По данным Ассоциации перевозчиков Киевщины, согласно методике, утвержденной Мининфраструктуры, при расчете тарифов учитываются такие составляющие как зарплаты, ЕСВ, горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание транспорта и др. И все за последнее время выросли. Только топливо, доля которого в себестоимости перевозок достигает 48%, за ноябрь – декабрь 2020 года подорожало более чем на 20%. Поэтому по Киевской области тарифы уже пошли в рост. Правда, как говорит Павленко, веерно – в зависимости от маршрута – на 50 копеек, одну, две гривны и т.д. На некоторых маршрутах ценники не меняли.
“Многое зависит еще и от конкуренции, в том числе с серыми перевозчиками, частными водителями, которые зарабатывают на попутчиках”, – пояснил Павленко.
Стоит отметить, что в крупных городах сейчас ориентируются на развитие сети коммунального транспорта, рассчитывая впоследствии заменить маршрутки муниципальными автобусами. Большие закупки транспорта (в том числе за кредитные деньги) идут в Киеве, Харькове, Львове и др.
Причем проблему с тарифами решают за счет компенсации из местных бюджетов – чтобы не повышать цены за проезд, транспортников просто дотируют. Как заверили в департаменте транспортной инфраструктуры КГГА, пока не планируется повышение стоимости проезда ни в муниципальном наземном транспорте, ни в метро. То есть тарифы, которые маршруточники считают убыточными, муниципальных транспортников вполне устраивают.
Но есть нюанс – последние получают бюджетные дотации. Скажем, “Киевпасстранс” получил из столичного бюджета в прошлом году порядка миллиарда гривен, еще 1,7 млрд ему заплатили в счет компенсации за проезд льготников. Собственно, такая модель является традиционной для большинства европейских стран, но там местные бюджеты побогаче наших.
Плюс, как говорят частные перевозчики, у нас в схему муниципального транспорта включились коррупционные схемы.
Понятно, что у них свои интересы — они хотят не просто получать маршруты, а сесть на бюджетное финансирование.
Многие города будут вынуждены поднимать ценники для людей, так как не смогут компенсировать дополнительные затраты. А в некоторых небольших населенных пунктах будут вынуждены и вовсе отказаться от городского транспорта. Источник
Читайте также: 40 грн за десяток. В Украине резко дорожают яйца