Украинцы в Сибири: декабристы, сторонники автономии и спасавшиеся от Голодомора

18.07.2021 17:24

Украинцы в Сибири: декабристы, сторонники автономии и спасавшиеся от Голодомора

Тайга.инфо продолжает говорить о структуре населения Сибири. На этот раз доктор наук, главный редактор журнала «Сибирский Архив» Владислав Кокоулин рассказал об особенностях местных украинцев. Это вторая этническая группа по численности после русских в регионе.

Тайга.инфо: Как и когда украинцы начали селиться в Сибири?

— Для начала необходимо определиться с терминами. До XVIII века украинцами называли жителей приграничных земель и живших или служивших на них людей. Например, Тарасу Шевченко, жившему в первой половине XIX века слово «украинцы» для обозначения этнической группы было незнакомо. Использовался термин «малороссы», но во второй половине XIX века от него отказались и стали использовать термин «украинцы».

Примерно до XVI века существовало представление о том, что есть единый русский народ, в котором можно выделить разные группы, но не по этническому признаку, а по разной политической истории. Формирование украинской самоидентификации начинается примерно в XVII веке среди верхов Войска Запорожского, причём не для того, чтобы выделить эту группу в составе Российского государства, а, наоборот, чтобы получить равные с российской элитой права и возможности.

Поэтому Переяславская рада 1654 года об объединении территории Войска Запорожского с Российским царством не была случайным эпизодом или манёвром казацкой элиты, а, напротив, стала возможной потому, что эта элита не воспринимала Речь Посполитую как своё отечество и стремилась к политическому объединению Гетманщины с Российским царством.

Тайга.инфо: Что известно об украинцах в Сибири в XVII веке?

— Если говорить об украинских казаках, то они принимали активное участие в походах Василия Пояркова в Даурию и Семёна Дежнёва в Северо-Восточной Сибири. Более того, в сибирских крепостях на службе находились не только украинские казаки, но и представители других слоёв украинского населения. И численность их постоянно увеличивалась. Особенно после Переяславской рады.

А затем в Сибирь стали ссылать украинских политических деятелей, которые выступали против политики централизованного российского государства, а также тех, кого подозревали в измене. Так в Сибири оказались родственники и сторонники гетмана Ивана Выговского, который после Богдана Хмельницкого попытался изменить внешнеполитический курс Гетманщины в сторону Речи Посполитой; противники гетмана Ивана Брюховецкого — одного из инициаторов Московский статей 1665 года, согласно которым малороссийские земли провозглашались прямыми владениями русского царя.

В Тобольск был отправлен гетман Иван Самойлович, якобы изменивший царю во время похода в Крым, а его сын с женой — в Енисейск. В 1670 году в Иркутск по обвинению в связи с Турцией был сослан гетман Украины Демьян Многогрешный со всеми родственниками и их семьями. После Полтавы в Сибири оказались сторонники Мазепы, после ликвидации Запорожской сечи при Екатерине II — запорожские старшины, на Камчатку были отправлены участники гайдамакского движения на Украине. В Восточной Сибири первые украинцы появились в 1642 году, когда на Лену были сосланы казаки Слободской Украины с семьями (188 человек).

Ссылки продолжались и в последующие годы. Из наиболее известных ссыльных в Сибирь следует вспомнить украинских декабристов, украинских народников, участников крестьянских восстаний на Украине.

Тайга.инфо: Но украинцев ведь не только ссылали сюда, но и назначали на различные посты.

— В XIX веке, когда процессы интеграции украинцев в социальную структуру Российского государства зашли достаточно далеко, украинцев стали назначать на ответственные должности в Сибири. Так, губернатором Восточной и Западной Сибири с 1833 по 1836 год был Николай Сулима — потомок украинского гетмана Ивана Сулимы. Генерал-губернатором Западной Сибири в 1822 — 1826 годах был представитель малороссийских дворян Пётр Капцевич.

Следует добавить, что украинцы также назначались на руководящие должности в церковных структурах в Сибири. Тобольскими и Сибирскими митрополитами были Филофей Лещинский (памятник ему установлен в Тюмени), Иоанн Тобольский, Антоний Стаховский (причисленный в 1984 году к собору сибирских святых). Уроженцами Украины были епископы Иркутска и Нерчинска Иннокентий Нерунович и Софроний Кристалевский.

Приезжали в Сибирь и студенты. Они ехали учиться в Томский императорский университет и Томский технологический институт. Они даже создали украинскую студенческую громаду как своеобразное украинское землячество в вузах.

К концу XIX века украинское население в Сибири было уже достаточно многочисленным. Отмена крепостного права и проблема малоземелья крестьян на Украине привела к массовому их переселению в Сибирь. С этого времени в регионе стали появляться украинские деревни — Киевка, Черниговка, Полтава, Калинино, Бессарабка и другие. Потом начались столыпинские переселения. В итоге, в 1910 году в Сибири проживало 650 тыс. украинцев (почти 8% от всего населения региона). В военно-революционные годы украинское население Сибири увеличилось за счет беженцев и тех украинцев, которые служили в австро-венгерской армии и оказались в числе военнопленных. Население постоянно увеличивалось, и по переписи 1926 года в Сибирском крае проживало 827,5 тыс. украинцев (более 9,5% от всего населения края).

Тайга.инфо: Чем занимались украинские переселенцы в конце XIX — начале ХХ века?

— Приезжали преимущественно крестьяне, которые селились вблизи железной дороги. Конечно, им пришлось нелегко в суровых сибирских условиях. Однако они достаточно быстро не только адаптировались к климату, но и адаптировали те растения, об украинском происхождении которых сегодня многие и не подозревают — томаты, фасоль, подсолнечник и кукурузу.

Украинские поселения того времени легко узнать по характерным избам — мазаным глиной и покрытым соломой или дерном, покрашенным в белый цвет. Русские же в это время строили бревенчатые избы с деревянной крышей и кирпичной печной трубой. Если в селе жили русские и украинцы, то селились они, как правило, в две улицы.

Совместное проживание в одних селах и длительное близкое соседство вело к тому, что русские в Сибири стали перенимать у украинцев приемы выращивания теплолюбивых культур, а украинцы — типично русских культур. В результате типично русские и типично украинские сельскохозяйственные культуры стали со временем общесибирскими.

Тайга.инфо: Что изменили социальные потрясения ХХ века?

— Украинцы в Сибири в годы революций и Гражданской войны активно включились в политическую жизнь, добиваясь автономии и самоуправления в Сибири. Состоявшийся в августе 1917 года в Омске Первый украинский съезд Сибири избрал Главную украинскую раду Сибири, которая должна была объединить все украинские организации региона. В августе 1918 года в Омске прошел Второй сибирский всеукраинский съезд, который обратился к Сибирской областной думе с ходатайством о предоставлении украинцам принципа самоуправления. Когда Красная Армия подошла к Забайкалью, атаман Семёнов объявил культурно-национальную автономию украинцев Забайкалья и Дальнего Востока.

Активный приток украинского населения в Сибирь произошел в годы индустриализации. Ехали на сибирские стройки. Но много было тех, кто, спасаясь от голода на Украине в 1932—1933 годах, переселился к родственникам или знакомым в Сибирь. В это время в Сибири существовало два украинских национальных района — Полтавский и Славгородский. В годы Великой Отечественной войны в Сибири оказалось много эвакуированных предприятий - прибыло много украинских рабочих и специалистов.

Характерно, что школах Сибири, в которых учились украинцы в годы НЭПа и даже в начале 1930-х годов, обучение велось на украинском языке. И лишь с 1933 года школы были переведены на русский язык. В годы Гражданской войны и после ее окончания в Томске и Омске издавались газеты на украинском языке.

Следует отметить и большое число репрессированных украинцев и спецпоселенцев, которые не по своей воле оказались в Сибири. После войны в Сибирь депортировали почти 200 тыс. украинцев из западных регионов Украины, но после смерти Сталина их численность впервые начала сокращаться — многие стали возвращаться.

Начала сказываться и ассимиляция украинского населения. В итоге с 1959 по 1970 год число украинцев сократилось на 146 тысяч человек. Но были и те, кто приезжал для освоения целины, строительства БАМа, для работы на предприятиях нефтегазовой отрасли и промышленности.

Тайга.инфо: Как изменилась численность украинцев в Сибири с началом перестройки?

— Если сравнить данные переписей населения 1989 и 2002 годов, то мы увидим явную убыль украинского населения Сибири и Дальнего Востока. Многие стали уезжать на историческую родину (в основном это коснулось Дальнего Востока, где украинцев стало меньше в два раза). Способствовали этому и экономические причины — развал хозяйственного комплекса, растущая безработица.

Так, в Алтайском крае численность украинцев снизилась за этот период с 75 тыс. человек до 53 тыс., в Кемеровской области — с 65 до 37 тыс., в Новосибирской области — с 51 до 34 тыс., в Иркутской области — с 97 до 54 тыс. человек. А всего в Сибири и на Дальнем Востоке численность украинцев уменьшилась с 1,48 млн до 867 тыс., то есть на 40%.

Немалую роль сыграл и вопрос самоидентификации. Часть украинцев перестали воспринимать себя украинцами хотя бы по причине того, что «в России живем», и в переписях называют себя русскими.

Тайга.инфо: Обычаи и традиции украинцев изменились в Сибири?

— В Сибири наблюдалось полное соответствие обрядовых периодов, отдельных этапов и свадебной атрибутики со свадьбой мест выхода, что говорит о высокой степени сохранности этого обряда. Лишь в 1970-е началась унификация и упрощение свадьбы. Хотя, например, традиционные свадебные венки еще 10 лет назад были обязательным атрибутом невесты — она носила венок основную часть свадьбы. Привезенный переселенцами в Сибирь гопак и сегодня является своего рода символом украинцев и Украины.

Традиционный украинский костюм сохранялся и в Сибири, однако практически сразу он дополнился сибирскими элементами — теплым полушубком, валенками, платками и шалями.

Что касается традиционной украинской пищи, то многие блюда, завезенные украинцами в Сибирь, уже давно потеряли этническую окраску. Например, борщ, вареники или картофельные драники. Однако по-прежнему украинскими считаются галушки, пампушки и украинская затирка. Украинцы до сих пор готовят традиционные напитки — хлебный квас (сирiвец), свекольный квас и даже квас на березовом соке. Часто пьют узвар — отвар на основе сухофруктов. Чай до середины ХХ века пили очень редко, заменяя его настоями из сушеных трав и листьев различных деревьев.

Из алкогольных напитков предпочитают самогон (горилку), медовуху, пиво и брагу, а также различные виды наливок и настоек. Перед Пасхой украинцы обязательно пекут особый вид печенья — жаворонки, напоминающие по форме птичек.

Самое интересное, что, хотя украинцы и русские — близкородственные народы, их культура очень сильно различается. Например, кутья, которую русские готовят в качестве поминального блюда, украинцы готовят как блюдо рождественское. Сегодня украинских сел в чистом виде, как это было еще в первой половине ХХ века, уже не существует. Совместно в селах проживают украинцы, русские, белорусы, немцы, латыши, казахи. И это оказывает влияние на традиционную украинскую кухню. В украинских семьях в Сибири часто готовят заимствованные блюда — например, баурсаки научились готовить у казахов, кребели и штрудели — у немцев, у татар и бухарцев — манты, чебуреки, беляши и плов. А из русских блюд в украинскую кухню в Сибири вошли щи, солянка, рассольник, уха, окрошка и тюря.

Тайга.инфо: Что-то приобрели, но что-то и потеряли.

-Такой механизм социальной коммуникации, хорошо известный на Украине, как корчма — в Сибири практически не встречается. Корчма — это своеобразный народный клуб, куда в свободное от работы время сходились мужчины и женщины, чтобы людей посмотреть и себя показать, а также провести время в дружеских беседах со знакомыми и приятелями. В корчме существовала особая церемония угощения горилкой.

Рождество на Украине включало мощный компонент религиозной обрядности. Утром дьячок с образами ходил по домам, читал молитвы, его одаряли хлебом, крупой и салом, старики носили подарки священнику в церковь и дарили их после богослужения. В Сибири церквей в селах было значительно меньше, украинцы даже жаловались (в отличие от русских) на малое количество священников и церквей в Сибири. Поэтому религиозный компонент Рождества в Сибири уходил на второй план. Однако все остальные компоненты, в том числе колядование, тщательно сохранялись.

Тайга.инфо: Какие усилия прилагают украинцы в Сибири для сохранения языка и культуры?

— В годы перестройки стали появляться разные общественные организации, которые занимаются сохранением и развитием украинской культуры в Сибири. Одна из первых появилась в Новосибирске в 1989 году — Общество украинского языка имени Тараса Шевченко. В 1991-м был создан Новосибирский областной украинский центр, который регулярно проводит «Сорочинские ярмарки» в селах области с украинским населением.

В 2015 году в Новосибирске был открыт памятник Тарасу Шевченко на улице его имени. А в Новосибирском государственном педагогическом институте (НГПУ) действует факультатив «Украинские ремёсла».

Подобные организации есть не только в краевых и областных центрах, но даже и в районных — в Сургуте, Нижневартовске, Новом Уренгое и так далее. Они проводят Дни украинской культуры, организуют концерты на украинском языке. Действуют многочисленные кружки декоративно-прикладного искусства (вышивание, национальные блюда, ремёсла), воскресные и субботние школы по изучению украинского языка и культуры. Так что с украинской культурой можно познакомиться, не выезжая из Сибири.

Тайга.инфо: Украинцев, известных в Сибири, достаточно много.

— Безусловно. Мировую известность приобрел народный художник РСФСР из Иркутска Виталий Рогаль, рисовавший озеро Байкал и пейзажи Монголии. Его картины есть в музеях Индии, Китая, Японии, Аргентины, США и Италии.

Из сибирских украинцев вышли солисты Иркутского музыкального театра — Виктор Лесовой, Юлия Панченко, Николай Мальцев. Народный артист Украины Олексий Горбунов, хотя и родился в Киеве, но его отец — Сергей Горбунов — родом из Бийска. Известный украинский актер Алексей Вертинский родился в Сумах на Украине, но после окончания Московского эстрадно-циркового училища долгие годы работал в Новосибирском цирке.

Ректором Томского университета в конце XIX века был профессор Николай Кащенко, который родился на хуторе Весёлый на территории современной Запорожской области. Впоследствии он стал академиком Академии наук Украинской ССР. Ректором Сибирского медицинского университета в Томске был академик РАН сибирский украинец Вячеслав Новицкий. Сподвижник академика Лаврентьева академик Богдан Войцеховский, долгие годы трудившийся в новосибирском Академгородке, родился в селе Сороки на Украине. Известный специалист в области экономической географии профессор Иркутского университета Корней Мисевич — тоже сибирский украинец. Из политиков можно назвать губернатора Алтайского края Виктора Томенко.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Прогноз курса доллара на сентябрь 2018 года, таблица по дням Незаменимые помощники на кухне: кастрюли из нержавеющей стали «Купи-пакеты.рф» – интернет-магазин упаковочных материалов Украина и Израиль хотят распространить Соглашение о свободной торговле Беременная революция: запрет на аборты в Польше спровоцировал уличные беспорядки

ЦИТАТА "Подтверждение долгосрочных РДЭ отражает неизменное мнение Fitch о перспективах поддержки банков."
© Fitch Ratings
Лента публикаций