Украинцы в Сибири: декабристы, сторонники автономии и спасавшиеся от Голодомора

18.07.2021 17:24

Украинцы в Сибири: декабристы, сторонники автономии и спасавшиеся от Голодомора

Тайга.инфо продолжает говорить о структуре населения Сибири. На этот раз доктор наук, главный редактор журнала «Сибирский Архив» Владислав Кокоулин рассказал об особенностях местных украинцев. Это вторая этническая группа по численности после русских в регионе.

Тайга.инфо: Как и когда украинцы начали селиться в Сибири?

— Для начала необходимо определиться с терминами. До XVIII века украинцами называли жителей приграничных земель и живших или служивших на них людей. Например, Тарасу Шевченко, жившему в первой половине XIX века слово «украинцы» для обозначения этнической группы было незнакомо. Использовался термин «малороссы», но во второй половине XIX века от него отказались и стали использовать термин «украинцы».

Примерно до XVI века существовало представление о том, что есть единый русский народ, в котором можно выделить разные группы, но не по этническому признаку, а по разной политической истории. Формирование украинской самоидентификации начинается примерно в XVII веке среди верхов Войска Запорожского, причём не для того, чтобы выделить эту группу в составе Российского государства, а, наоборот, чтобы получить равные с российской элитой права и возможности.

Поэтому Переяславская рада 1654 года об объединении территории Войска Запорожского с Российским царством не была случайным эпизодом или манёвром казацкой элиты, а, напротив, стала возможной потому, что эта элита не воспринимала Речь Посполитую как своё отечество и стремилась к политическому объединению Гетманщины с Российским царством.

Тайга.инфо: Что известно об украинцах в Сибири в XVII веке?

— Если говорить об украинских казаках, то они принимали активное участие в походах Василия Пояркова в Даурию и Семёна Дежнёва в Северо-Восточной Сибири. Более того, в сибирских крепостях на службе находились не только украинские казаки, но и представители других слоёв украинского населения. И численность их постоянно увеличивалась. Особенно после Переяславской рады.

А затем в Сибирь стали ссылать украинских политических деятелей, которые выступали против политики централизованного российского государства, а также тех, кого подозревали в измене. Так в Сибири оказались родственники и сторонники гетмана Ивана Выговского, который после Богдана Хмельницкого попытался изменить внешнеполитический курс Гетманщины в сторону Речи Посполитой; противники гетмана Ивана Брюховецкого — одного из инициаторов Московский статей 1665 года, согласно которым малороссийские земли провозглашались прямыми владениями русского царя.

В Тобольск был отправлен гетман Иван Самойлович, якобы изменивший царю во время похода в Крым, а его сын с женой — в Енисейск. В 1670 году в Иркутск по обвинению в связи с Турцией был сослан гетман Украины Демьян Многогрешный со всеми родственниками и их семьями. После Полтавы в Сибири оказались сторонники Мазепы, после ликвидации Запорожской сечи при Екатерине II — запорожские старшины, на Камчатку были отправлены участники гайдамакского движения на Украине. В Восточной Сибири первые украинцы появились в 1642 году, когда на Лену были сосланы казаки Слободской Украины с семьями (188 человек).

Ссылки продолжались и в последующие годы. Из наиболее известных ссыльных в Сибирь следует вспомнить украинских декабристов, украинских народников, участников крестьянских восстаний на Украине.

Тайга.инфо: Но украинцев ведь не только ссылали сюда, но и назначали на различные посты.

— В XIX веке, когда процессы интеграции украинцев в социальную структуру Российского государства зашли достаточно далеко, украинцев стали назначать на ответственные должности в Сибири. Так, губернатором Восточной и Западной Сибири с 1833 по 1836 год был Николай Сулима — потомок украинского гетмана Ивана Сулимы. Генерал-губернатором Западной Сибири в 1822 — 1826 годах был представитель малороссийских дворян Пётр Капцевич.

Следует добавить, что украинцы также назначались на руководящие должности в церковных структурах в Сибири. Тобольскими и Сибирскими митрополитами были Филофей Лещинский (памятник ему установлен в Тюмени), Иоанн Тобольский, Антоний Стаховский (причисленный в 1984 году к собору сибирских святых). Уроженцами Украины были епископы Иркутска и Нерчинска Иннокентий Нерунович и Софроний Кристалевский.

Приезжали в Сибирь и студенты. Они ехали учиться в Томский императорский университет и Томский технологический институт. Они даже создали украинскую студенческую громаду как своеобразное украинское землячество в вузах.

К концу XIX века украинское население в Сибири было уже достаточно многочисленным. Отмена крепостного права и проблема малоземелья крестьян на Украине привела к массовому их переселению в Сибирь. С этого времени в регионе стали появляться украинские деревни — Киевка, Черниговка, Полтава, Калинино, Бессарабка и другие. Потом начались столыпинские переселения. В итоге, в 1910 году в Сибири проживало 650 тыс. украинцев (почти 8% от всего населения региона). В военно-революционные годы украинское население Сибири увеличилось за счет беженцев и тех украинцев, которые служили в австро-венгерской армии и оказались в числе военнопленных. Население постоянно увеличивалось, и по переписи 1926 года в Сибирском крае проживало 827,5 тыс. украинцев (более 9,5% от всего населения края).

Тайга.инфо: Чем занимались украинские переселенцы в конце XIX — начале ХХ века?

— Приезжали преимущественно крестьяне, которые селились вблизи железной дороги. Конечно, им пришлось нелегко в суровых сибирских условиях. Однако они достаточно быстро не только адаптировались к климату, но и адаптировали те растения, об украинском происхождении которых сегодня многие и не подозревают — томаты, фасоль, подсолнечник и кукурузу.

Украинские поселения того времени легко узнать по характерным избам — мазаным глиной и покрытым соломой или дерном, покрашенным в белый цвет. Русские же в это время строили бревенчатые избы с деревянной крышей и кирпичной печной трубой. Если в селе жили русские и украинцы, то селились они, как правило, в две улицы.

Совместное проживание в одних селах и длительное близкое соседство вело к тому, что русские в Сибири стали перенимать у украинцев приемы выращивания теплолюбивых культур, а украинцы — типично русских культур. В результате типично русские и типично украинские сельскохозяйственные культуры стали со временем общесибирскими.

Тайга.инфо: Что изменили социальные потрясения ХХ века?

— Украинцы в Сибири в годы революций и Гражданской войны активно включились в политическую жизнь, добиваясь автономии и самоуправления в Сибири. Состоявшийся в августе 1917 года в Омске Первый украинский съезд Сибири избрал Главную украинскую раду Сибири, которая должна была объединить все украинские организации региона. В августе 1918 года в Омске прошел Второй сибирский всеукраинский съезд, который обратился к Сибирской областной думе с ходатайством о предоставлении украинцам принципа самоуправления. Когда Красная Армия подошла к Забайкалью, атаман Семёнов объявил культурно-национальную автономию украинцев Забайкалья и Дальнего Востока.

Активный приток украинского населения в Сибирь произошел в годы индустриализации. Ехали на сибирские стройки. Но много было тех, кто, спасаясь от голода на Украине в 1932—1933 годах, переселился к родственникам или знакомым в Сибирь. В это время в Сибири существовало два украинских национальных района — Полтавский и Славгородский. В годы Великой Отечественной войны в Сибири оказалось много эвакуированных предприятий - прибыло много украинских рабочих и специалистов.

Характерно, что школах Сибири, в которых учились украинцы в годы НЭПа и даже в начале 1930-х годов, обучение велось на украинском языке. И лишь с 1933 года школы были переведены на русский язык. В годы Гражданской войны и после ее окончания в Томске и Омске издавались газеты на украинском языке.

Следует отметить и большое число репрессированных украинцев и спецпоселенцев, которые не по своей воле оказались в Сибири. После войны в Сибирь депортировали почти 200 тыс. украинцев из западных регионов Украины, но после смерти Сталина их численность впервые начала сокращаться — многие стали возвращаться.

Начала сказываться и ассимиляция украинского населения. В итоге с 1959 по 1970 год число украинцев сократилось на 146 тысяч человек. Но были и те, кто приезжал для освоения целины, строительства БАМа, для работы на предприятиях нефтегазовой отрасли и промышленности.

Тайга.инфо: Как изменилась численность украинцев в Сибири с началом перестройки?

— Если сравнить данные переписей населения 1989 и 2002 годов, то мы увидим явную убыль украинского населения Сибири и Дальнего Востока. Многие стали уезжать на историческую родину (в основном это коснулось Дальнего Востока, где украинцев стало меньше в два раза). Способствовали этому и экономические причины — развал хозяйственного комплекса, растущая безработица.

Так, в Алтайском крае численность украинцев снизилась за этот период с 75 тыс. человек до 53 тыс., в Кемеровской области — с 65 до 37 тыс., в Новосибирской области — с 51 до 34 тыс., в Иркутской области — с 97 до 54 тыс. человек. А всего в Сибири и на Дальнем Востоке численность украинцев уменьшилась с 1,48 млн до 867 тыс., то есть на 40%.

Немалую роль сыграл и вопрос самоидентификации. Часть украинцев перестали воспринимать себя украинцами хотя бы по причине того, что «в России живем», и в переписях называют себя русскими.

Тайга.инфо: Обычаи и традиции украинцев изменились в Сибири?

— В Сибири наблюдалось полное соответствие обрядовых периодов, отдельных этапов и свадебной атрибутики со свадьбой мест выхода, что говорит о высокой степени сохранности этого обряда. Лишь в 1970-е началась унификация и упрощение свадьбы. Хотя, например, традиционные свадебные венки еще 10 лет назад были обязательным атрибутом невесты — она носила венок основную часть свадьбы. Привезенный переселенцами в Сибирь гопак и сегодня является своего рода символом украинцев и Украины.

Традиционный украинский костюм сохранялся и в Сибири, однако практически сразу он дополнился сибирскими элементами — теплым полушубком, валенками, платками и шалями.

Что касается традиционной украинской пищи, то многие блюда, завезенные украинцами в Сибирь, уже давно потеряли этническую окраску. Например, борщ, вареники или картофельные драники. Однако по-прежнему украинскими считаются галушки, пампушки и украинская затирка. Украинцы до сих пор готовят традиционные напитки — хлебный квас (сирiвец), свекольный квас и даже квас на березовом соке. Часто пьют узвар — отвар на основе сухофруктов. Чай до середины ХХ века пили очень редко, заменяя его настоями из сушеных трав и листьев различных деревьев.

Из алкогольных напитков предпочитают самогон (горилку), медовуху, пиво и брагу, а также различные виды наливок и настоек. Перед Пасхой украинцы обязательно пекут особый вид печенья — жаворонки, напоминающие по форме птичек.

Самое интересное, что, хотя украинцы и русские — близкородственные народы, их культура очень сильно различается. Например, кутья, которую русские готовят в качестве поминального блюда, украинцы готовят как блюдо рождественское. Сегодня украинских сел в чистом виде, как это было еще в первой половине ХХ века, уже не существует. Совместно в селах проживают украинцы, русские, белорусы, немцы, латыши, казахи. И это оказывает влияние на традиционную украинскую кухню. В украинских семьях в Сибири часто готовят заимствованные блюда — например, баурсаки научились готовить у казахов, кребели и штрудели — у немцев, у татар и бухарцев — манты, чебуреки, беляши и плов. А из русских блюд в украинскую кухню в Сибири вошли щи, солянка, рассольник, уха, окрошка и тюря.

Тайга.инфо: Что-то приобрели, но что-то и потеряли.

-Такой механизм социальной коммуникации, хорошо известный на Украине, как корчма — в Сибири практически не встречается. Корчма — это своеобразный народный клуб, куда в свободное от работы время сходились мужчины и женщины, чтобы людей посмотреть и себя показать, а также провести время в дружеских беседах со знакомыми и приятелями. В корчме существовала особая церемония угощения горилкой.

Рождество на Украине включало мощный компонент религиозной обрядности. Утром дьячок с образами ходил по домам, читал молитвы, его одаряли хлебом, крупой и салом, старики носили подарки священнику в церковь и дарили их после богослужения. В Сибири церквей в селах было значительно меньше, украинцы даже жаловались (в отличие от русских) на малое количество священников и церквей в Сибири. Поэтому религиозный компонент Рождества в Сибири уходил на второй план. Однако все остальные компоненты, в том числе колядование, тщательно сохранялись.

Тайга.инфо: Какие усилия прилагают украинцы в Сибири для сохранения языка и культуры?

— В годы перестройки стали появляться разные общественные организации, которые занимаются сохранением и развитием украинской культуры в Сибири. Одна из первых появилась в Новосибирске в 1989 году — Общество украинского языка имени Тараса Шевченко. В 1991-м был создан Новосибирский областной украинский центр, который регулярно проводит «Сорочинские ярмарки» в селах области с украинским населением.

В 2015 году в Новосибирске был открыт памятник Тарасу Шевченко на улице его имени. А в Новосибирском государственном педагогическом институте (НГПУ) действует факультатив «Украинские ремёсла».

Подобные организации есть не только в краевых и областных центрах, но даже и в районных — в Сургуте, Нижневартовске, Новом Уренгое и так далее. Они проводят Дни украинской культуры, организуют концерты на украинском языке. Действуют многочисленные кружки декоративно-прикладного искусства (вышивание, национальные блюда, ремёсла), воскресные и субботние школы по изучению украинского языка и культуры. Так что с украинской культурой можно познакомиться, не выезжая из Сибири.

Тайга.инфо: Украинцев, известных в Сибири, достаточно много.

— Безусловно. Мировую известность приобрел народный художник РСФСР из Иркутска Виталий Рогаль, рисовавший озеро Байкал и пейзажи Монголии. Его картины есть в музеях Индии, Китая, Японии, Аргентины, США и Италии.

Из сибирских украинцев вышли солисты Иркутского музыкального театра — Виктор Лесовой, Юлия Панченко, Николай Мальцев. Народный артист Украины Олексий Горбунов, хотя и родился в Киеве, но его отец — Сергей Горбунов — родом из Бийска. Известный украинский актер Алексей Вертинский родился в Сумах на Украине, но после окончания Московского эстрадно-циркового училища долгие годы работал в Новосибирском цирке.

Ректором Томского университета в конце XIX века был профессор Николай Кащенко, который родился на хуторе Весёлый на территории современной Запорожской области. Впоследствии он стал академиком Академии наук Украинской ССР. Ректором Сибирского медицинского университета в Томске был академик РАН сибирский украинец Вячеслав Новицкий. Сподвижник академика Лаврентьева академик Богдан Войцеховский, долгие годы трудившийся в новосибирском Академгородке, родился в селе Сороки на Украине. Известный специалист в области экономической географии профессор Иркутского университета Корней Мисевич — тоже сибирский украинец. Из политиков можно назвать губернатора Алтайского края Виктора Томенко.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Ротация Кабмина: почему Шмыгаля хотят заменить Volvo XC60 получил модельный декор и мультимедиа на Android Алые паруса 2018 в Санкт-Петербурге где лучше смотреть Актер Игорь Ливанов рассказал о том, что его сын Андрей Ливанов состоял в секте сайентологии Зрители заметили неточность в новом фильме Тарантино

ЦИТАТА "Подтверждение долгосрочных РДЭ отражает неизменное мнение Fitch о перспективах поддержки банков."
© Fitch Ratings
Лента публикаций