Станция конечная: почему украинские железнодорожники собрались бастовать

20.03.2021 9:14

Станция конечная: почему украинские железнодорожники собрались бастовать

“Укрзализныця” планируют провести крупнейшую в своей истории забастовку. Данная акция способна полностью остановить ж/д движение в Украине. Предварительная стачка намечена украинским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей на 31 марта. Будет ли продолжение – зависит от ее итогов.

31 марта пройдет так называемая итальянская забастовка или “работа по инструкциям”. Ее суть в том, что все работники выйдут на свои рабочие места, но не будут выезжать на маршруты, если специальные комиссии обнаружат нарушение трудового законодательства (скажем, правил техники безопасности, инструкций по безопасности движения поездов и т.д.). В том, что такие нарушения можно будет без труда зафиксировать, в профсоюзах не сомневаются.

“Дело в том, что на локомотивах серии ВЛ-80, которые сейчас эксплуатирует “Укрзализныця”, как говорится, клейма негде ставить – по ним масса технических замечаний, они часто “горят” прямо в дороге”, – пояснил нам представитель Свободного профсоюза железнодорожников Александр Скиба.

“В 2019-2020 году нам, вопреки условиям коллективного договора, не повышали зарплаты. В этом году обещали прибавку в апреле -мае на 8%. Но что такое 8% при зарплате машиниста в 15-16 тысяч гривен, как за такие деньги сегодня можно прокормить семью. А нагрузки только растут. Люди попросту массово увольняются, в трудовом коллективе – не лучшие настроения. Тем более, сейчас вообще непонятно – будет ли вообще хоть какое-то повышение. Ведь договаривались со Жмаком, а после его отставки как бы не пришлось начинать переговоры с нуля”, – говорит Александр Скиба.

Понятно, что даже день забастовки железнодорожников – это удар по всей системе ж/д перевозок. Движение поездов, если и не остановится полностью, то, как минимум, выбьется из графика, а по многим маршрутам поезда могут отметить. И еще непонятно, ограничится ли забастовка одним днем.

Вв феврале железнодорожники уже выходили на акцию протеста. Они пикетировали Кабмин с требованием обратить внимание на массовые нарушения трудовых прав к “Укрзализнице”. Помимо срыва выполнения коллективного договора по зарплатам, это еще и ухудшение условий труда. “Смена может затянуться и на 10-15 часов – люди попросту сидят на отстое в Казатине или Конотопе, и непонятно, когда смогут добраться домой. Машинисты сутками дома не бывают”, – говорит Скиба.

Но февральская акция под стенами Кабмина не дала фактически никаких результатов. Поэтому после нее профсоюз железнодорожников и транспортных строителей сразу же создал центральный штаб по подготовке “итальянской забастовки”, намеченной на конец марта.

Тогда же начался сбор подписей за вступление в коллективный трудовой спор с “Укрзализныцей”. 10 марта была подана жалоба в Киевский апелляционный суд с просьбой отменить решение Печерского районного суда по иску профсоюза к УЗ по поводу невыполнения ряда положений Отраслевого соглашения, в том числе, по “безосновательному неповышению заработных плат” (это дело профсоюз проиграл). От Апелляционного суда добиваются решения о направлении этого дела для продления рассмотрения судом первой инстанции.

А 15 марта Национальная служба посредничества и примирения зарегистрировала коллективный трудовой спор между Профессиональным союзом железнодорожников и транспортных строителей Украины и АО “Укрзализныца”.

Как рассказал нам Александр Скиба, были встречи представителей профсоюзов с руководством УЗ, в том числе, ее теперь уже экс-главой Жмаком. Железнодорожникам пообещали начать повышение зарплат в апреле- мае, но оно должно было быть незначительным – всего на 8%. “Но теперь, после отставки Жмака, вообще непонятно, будут ли хоть какие-то доплаты. Не исключено, что весь переговорный процесс нужно будет начинать с нуля”, – говорит Скиба.

Вопрос в том – насколько массовой будет акция и действительно ли она в буквальном смысле парализует все перевозки по Украине. По словам Скибы, специальные комиссии, которые должны фиксировать нарушения условий труда, работают далеко не на всех подразделениях. “К примеру, на Дарницком депо их нет, как и в Казатине, Конотопе и др. Кроме того. Под акцией подписались далеко не все профсоюзы, а их на УЗ несколько”, — рассказал Скиба.

Также нет единого мнению о забастовке среди самих работников. Одни говорят, что давно пора, и нужно отстаивать свои права, другие удивляются. “То есть, 31 марта мы работаем строго по инструкциям, которые до этого, получается, постоянно нарушали. А как только нам поднимут зарплаты на 8%, снова станем нарушать”, – говорит один из работников УЗ.

Есть также опасения, что руководство УЗ пойдет на ответные меры, и, скажем, начнет увольнять самых активных участников протестов, а то и подаст встречный иск о нанесении убытков госкомпании. Также в УЗ, якобы, могут вообще отказаться от предварительных договоренностях по повышению зарплат. А вот свою долю выгоды из сложившейся ситуации топ-менеджмент попытается получить, скажем, подняв тему о пересмотре тарифов. Так как, якобы, при нынешних тарифах они не могут обеспечить достойные условия труда работникам.

“Сейчас такая ситуация, что центр принятия решений – не руководство УЗ, и даже не набсовет, а Кабмин, который утверждает финплан “Укрзализныци”. Поэтому работать по решению проблем трудового коллектива нужно, в первую очередь, с правительством”, — считает Скиба.

Отметим, что все эти события развиваются на фоне обострившейся борьбы за контроль над “Укрзализныцей”. А точнее – над финансовыми потока в этой госкомпании.

Недавно уволенный со своего поста директор УЗ Жмак был связан с Михаилом Саакашвили, через которого лоббировал свои интересы Ринат Ахметов. Речь идет о новом договоре компании с “Метинвестом” Рината Ахметова о бронировке грузовых вагонов до 2025 года по хорошим для олигарха ценам. Это и стало формальной причиной для отставки Жмака (“Страна” уже об этом писала).

Но в реальности же, как говорят источники на железной дороге, его сбили другие, конкурирующие с Ахметовым, кланы, которые также имеют свои интересы, а потому заинтересованы во влиянии на руководство.

Так, Виктор Пинчук хочет продавать железной дороге свои колеса, а Игорь Коломойский – топливо.

При этом есть еще и много других, более мелких, кланов, которые уже десятилетиями сидят на железной дороге и собираются это делать и дальше, конкурируя друг с другом за тендеры и скидки.

“Есть еще набсовет, в котором сидят люди с гигантскими зарплатами и который, по идее, должен следить за наведением порядка. Но в реальности идет лишь замена одного клана другим. А простые работники продолжают получать копейки и с подвижным составом проблемы нарастают катастрофически”, – комментирует ситуацию телеграмм-канал “Политика Страны”. Источник

Читайте также: Режут зарплату. Почему с Укрзализныци увольняются люди

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Наталья Поклонская вышла замуж СO2 уменьшает жизнь деревьев: виной всему климат Создана сенсорная перчатка, способная распознавать предметы на ощупь Асимметрия человеческого лица Приоритетная стратегия: почему раскрутка и создание сайта – это новые возможности

ЦИТАТА "Подтверждение долгосрочных РДЭ отражает неизменное мнение Fitch о перспективах поддержки банков."
© Fitch Ratings
Лента публикаций