«Форму для одного человека», как определяют жанр «ПЕРФОМСКА» его создатели, представляет проект «ПЕРФОБУФЕТ»: спектакль вошел в Свободную программу V Международного летнего фестиваля искусств «Точка доступа».
«За две недели до того, как человек попадает к нам в автомобиль, мы репетируем с ним его биографию — чтобы он почувствовал себя жителем Омска. Используем для этого самые разные средства — начиная от ссылок на актуальные омские новости и заканчивая тестами, которые мы специально придумали. И это всегда работает», — рассказал один из создателей театральной компании «ПЕРФОБУФЕТ» Артем Томилов в подкасте Вани Демидкина «против тяьтра», выпущенном в рамках фестиваля «Точка доступа».
Когда зритель (или реципиент/контрибутор, как предпочитают называть его создатели проекта) садится в автомобиль, актеры начинают общаться с ним так, будто он их старый друг. Все вместе они — компания молодых людей, которым нечего делать, и они едут гулять (физически — по Петербургу, в пространстве спектакля — по Омску).
«Все актеры, которые работают в этом спектакле, родились и выросли в Омске, у нас есть паспорта, которые мы предъявляем человеку перед тем, как он сядет в машину, на „Тойоте“ — омские номера: то есть мы существуем в абсолютном документе. Помимо четырех актеров в автомобиле есть и актеры на телефоне — они тоже все омичи, мы даже звоним в Омск, — объясняет Артем Томилов. — И человек с большим удовольствием начинает в это играть. Он действительно „начинает знать“, в какой школе он учился, откуда он нас знает, почему мы его друзья, что нас объединяет. В процессе спектакля он все больше узнает об обстоятельствах, в которых мы все вместе находимся и об обстоятельствах нашей общей дружбы. Здесь нет жесткого нарратива, скорее его нужно считать из той цепочки действий, которые мы вместе совершаем и потом проинтерпретировать для себя, что же такое с тобой произошло».
Режиссер рассказывает, что еще ни разу проекту не приходилось сталкиваться с ситуацией, когда зритель по какой-то причине нарушает соглашение и отказывается от участия в действии, но план на этот случай предусмотрен. При попытках «разрушить игру» первые двадцать минут актеры продолжат играть, не замечая попыток «десакрализировать ситуацию», таким образом превращая контрибутора в традиционного зрителя, который просто наблюдает за ходом событий, не принимая в них участия.
«Ему, возможно, станет страшно, — полагает Томилов. — Потому что он по сути окажется в одном автомобиле с четырьмя актерами, которые со стороны выглядят как сумасшедшие». Если и этот формат проживания спектакля не устроит зрителя, он может остановить его, три раза произнеся стоп-слова, обыгрывающие мем: «Я хочу покинуть Омск». Но мне кажется — зачем тратить время на попытку разрушить игру, если у тебя есть уникальная возможность пережить ее? Это более ценно, тем более, что «ПЕРФОМСК» — это суперэксклюзив. И большинство людей сами понимают, что это ситуация, которую хочется прожить до конца. И чаще всего они хотят еще: в 50% случаев нас просят уйти в ночь, но наша задача закончить спектакль (заявленная продолжительность — 3–4 часа — прим. Тайги.инфо). Правда, мы иногда моделируем, что когда-нибудь произойдет срыв, и мы сыграем его до утра».
«ПЕРФОБУФЕТ» определяет себя как «площадку, которая будет стремиться к эксперименту в области контента и которая сама есть эксперимент на стыке между бизнесом и артом».
Международный летний фестиваль искусств «Точка доступа» проходит с 15 по 30 июля, это «единственный в Петербурге фестиваль, который исследует город через практику театра, современного искусства и паблик-арта и предлагает зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством».