Олег Румянцев приехал в Новосибирск как раз во время досрочного голосования по поправкам в Конституцию. Именно он стал ответственным секретарем Конституционной комиссии, когда был народным депутатом РСФСР. Сегодня бывший политик возглавляет Фонд конституционных реформ и комиссию Ассоциации юристов России по развитию конституционного правосознания.
В интервью Владимиру Кузменкину для Тайги.инфо Румянцев признал, что его надежды на разумную реформу главного закона страны провалились. Вместо понятных положений и ликвидации пробелов Конституции люди получили «спецоперацию под покровом завесы неопределенностей».
— Такое ощущение что украли надежду! Все время, начиная с декабря 1993 года, мы жили надеждой, что у нас будет разумная конституционная реформа, которая ликвидирует проблему очень слабой легитимности Конституции. Конечно, понимая, что Конституция имеет слабую легитимность, и страна не может жить по ней, мы ожидали реформу. Но мы не просто сидели, не жили только ожиданиями. За прошедшие годы мы подготовили пакет поправок к статьям, и даже главам Конституции. В этой работе участвовало много людей: юристы, политологи, общественные деятели и депутаты. Я координировал эту работу. Фактически не прекращалась ни на день работа той самой Конституционной комиссии.
Многие эксперты и депутаты сформировали так называемый Конституционный клуб, который я возглавил. В 2013 году мы опубликовали наши предложения в журнале Конституционного суда. Мы ожидали, что будут ликвидированы содержательные пробелы в Конституции. Не было глав о гражданском обществе, о гарантиях свободных выборов, не было ничего о союзных отношения России в ЕврАзЭс и союзных отношениях России и Белоруссии, как не было и ничего о парламентском контроле. И это лишь некоторые проблемы.
Но была проведена такая спецоперация под покровом завесы неопределенностей, недоговоренностей и полного отсутствия гласности.
Тайга.инфо: У вас были предложения?
— Наши предложения частично использованы: например, по гражданскому обществу многие предложения были восприняты, правда они не выделены в отдельную главу, а вошли в главу о федеральном устройстве. То есть, некоторые хорошие предложения использованы, но это сделано для прикрытия главной цели — реорганизации власти с гораздо большей централизацией публичной власти в руках вертикали, которая также стала и горизонталью.
Конечно, есть такое чувство, что у нас эту надежду определенным образом украли, потому что мы хотели, чтобы конституционная реформа вела к единению поколений, а не к их разобщению.
Тайга.инфо: За прошедшие годы много спорили, можно ли вообще менять Конституцию? Не есть ли она «священная корова»?
— Понятна определенная незыблемость глав 1,2 и 9, но в тоже время понятно, что главы 4, 5, 6 (форма правления — прим. Тайги. инфо) должны и могут меняться. Конституцию ни в коем случае нельзя называть «священной коровой», потому что это документ прямого действия, но она так и не стала таким документом на деле. А ведь Конституция содержит в себе почти семь десятков отсылок к федеральным законам. Более того, законами многие положения Конституции дискредитированы, и они вымываются. Этими законами делегируются все новые и новые полномочия президенту и его администрации.
При такой системе власти, конечно же, они не получат развития, потому что гражданское общество состоит из возникающих автономно организаций. Эти организации должны финансироваться независимым бизнесом. О какой независимости может идти речь, если вертикаль — она же сейчас и горизонталь власти — боится независимого финансирования инициатив. Потому что будет независимое финансирование политических избирательных компаний и так далее, и власть ускользает… Вертикаль перекрещивается с горизонталью гражданского общества и возникают трения.
Тайга.инфо: В 1993 году тоже шла настоящая борьба за основной закон.
— Была колоссальная борьба, но мы тогда сумели отстоять все-таки концепцию конституционного строя. К огромному сожалению, не удалось дать простор инициативе, и сейчас не только субъекты, но и муниципалитеты будут все также стоять с протянутой рукой.
Я думаю, что безусловным трендом стало желание демократизации общества и политической жизни. Это очень важно, потому что люди которые хотят заниматься бизнесом, должны развивать его независимо от подачек сверху. Принимать все решения невозможно одному, даже самому суперталантливому человеку. Невозможно знать все, что происходит во всех субъектах и муниципалитетах. Решения должны приниматься снизу вверху. Нужны свободные выборы — это должно быть не просто политическим лозунгом, а основным конституционным требованием граждан.
Тайга.инфо: Мы с вами разговариваем как раз, когда проходит «общероссийское голосование» по поправкам в Конституцию. Что вы об этом думаете?
— Все эти 200 поправок на самом деле объединены в одну большую поправку, за которую и предложено голосовать. Но требуется взаимоувязанность различных поправок, они не должны быть противоречащими. Неправильно голосовать за одну поправку, нужно было разбить на блоки: отдельно гражданское общество, отдельно идеологический блок, отдельно относительно формы правления.
Вот пример: парламент получил дополнительные контрольные и кадровые полномочия. Основным контрольным полномочием парламента является контроль за выполнением бюджета. Для этого он формирует Счетную палату, она должна быть независимой от исполнительной власти. Нынешней поправкой в Конституцию введено, что она формируется палатами по представлению президента. Президент, который осуществляет руководство деятельностью правительства, представляет аудиторов, которые должны контролировать работу правительства, фактически им управляемого. Это абсолютно противоречит сути парламентского контроля за финансами и бюджетом.
Счетная палата и была зависимой, но все-таки вспомните деятельность Юрия Болдырева: когда он был зампредом Счетной палаты, он собрал очень много материалов про злоупотребления олигархата, позже написал массу книжек, они вышли под единым брендом «Похищение Евразии». Все-таки это был орган относительно независимый, а сейчас он с такой независимостью прощается.
Есть еще масса примеров того, как поправки ведут к созданию монолита власти, уже неподконтрольной абсолютно. Гражданское общество будет страдать от того, что будет вынуждено постоянно идти на поклон к власти. Субъекты тоже должны демонстрировать общеполитическую лояльность, то есть, выполнять политические условия для того, чтобы свое получить.
Тайга.инфо: Одним из самых популярных остается вопрос, почему поправки к Конституции принимаются именно сейчас?
— У меня такое рациональное объяснение: верховная власть исчерпала повестку дня. Она не знает, за что уже взяться. Все уже пробовали. Но за что бы не брались, в золото не превращается ничего. К огромному сожалению! Это такой анти-Мидас, все будет превращаться в противоположную субстанцию.
Вот взялись за конституционную реформу — и, слава богу, что не дотянулись руки до Конституционного собрания. Это было бы очень плохо, если бы собрали Конституционное собрание и приняли поправки на нем. У нас остается надежда, что когда-то это собрание будет созвано, и оно поправит ошибки и недочеты этой конституционной реформы.
Тайга.инфо: Есть ли какие-то поправки которые вы считаете позитивными?
— Безусловно, позитивную роль несет в себе наделение парламента дополнительными кадровыми полномочиями в отношении членов правительства и усиление уровня парламентского контроля (при этом Совет Федерации, как и в случае с главой Счетной палаты, лишается права назначать генерального прокурора и его заместителей. Это будет делать лично президент «после консультаций» с Совфедом — прим. Тайги.инфо).
Это может положительно сыграть в будущем. Госдума которая приняла пенсионную реформу, одобрила неомальтузианскую модернизацию здравоохранения. Такой Думе не к лицу и не к мундиру кадровые и контрольные полномочия. Но, в дальнейшем это сработает.
Очень позитивной я считаю поправку о Госсовете. Кстати, я предлагал ее еще в 1994 году. Госсовет — это орган, который обеспечивает взаимодействие между руководителями различных ветвей власти. В нынешней ситуации он уже сыграл особую роль в координации действий между правительством и субъектами. Да, есть пробелы, но в условиях реализации нацпроектов такая координация нужна. Так что, два луча света в этом темном царстве я все-таки вижу.
Тайга.инфо: Как вы полагаете, что будет с основным законом дальше?
— Будет ли Конституция изменяться? Я думаю, что усилится тренд на иммитационность Конституции. К огромному сожалению. Прямого действия она так и не получила. Не созданы механизмы обеспечения прямого действия. Будет усиливаться противостояние горизонтали гражданского общества и вертикали власти, субъектов и федерального центра относительно реализации их полномочий в рамках федерализма.
Но все это можно предотвратить, если будет пересмотрена практика принятия решений: они должны идти снизу вверх от групп интересов различных ассоциаций, представителей региональных и территориальных сообществ, как потребителей, так и производителей.
Тайга.инфо: Могут ли в обозримом будущем появиться новые поправки к Конституции?
— Эти поправки уже вряд ли появятся хотя их будут предлагать. Мне кажется, что рано или поздно нужно вести дело к созыву Конституционного собрания. Не думаю, что нам нужна новая конституция — мы слишком много жертв принесли, чтобы получилась действующая конституция. Думаю, что речь пойдет о развитии нынешнего Основного закона.
Тайга.инфо: Вы готовы принять участие в такой работе?
— Я, как юный пионер, всегда готов. Например, считаю важнейшим вопрос с недропользованием, социализацией недр — это то, что затрагивает статью 9 конституции. Мы нахлебались с частным недропользованием и нужно наводить порядок, понимая, что дивиденды от недропользования должны принадлежать всему народу, как это делается во многих странах. Рано или поздно тема созыва Конституционного собрания возникнет, но не для конституционной реформы, а для основательного ремонта и развития того, что мы сегодня называем конституционной реформой.