Скончалась легенда новосибирского телевидения Роза Литвиненко

06.04.2020 19:25

Скончалась легенда новосибирского телевидения Роза Литвиненко

Роза Литвиненко родилась в 1936 году в Житомире (Украина), окончила Московский педагогический институт, затем полный теоретический курс отделения театроведения Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии.

На новосибирском телевидении работала с 1960 года ассистентом режиссера, редактором, старшим редактором кинопрограмм и кинопередач (вот большое интервью о ее жизни). Готовила циклы передач «Кино и мы», «Кино и зритель», «Ученый комментирует фильм», «Творческие портреты деятелей кино», «Обсуждаем фильм», «Новости киноэкрана», «У нас в гостях». Программа «Кино и зритель» выходила в эфир более 40 лет, гостями студии становились выдающиеся актеры и режиссеры: Андрей Миронов, Иннокентий Смоктуновский, Андрей Тарковский, Михаил Ульянов, Ролан Быков и другие.

Литвиненко была пропагандистом отечественного и зарубежного киноискусства, творчества сибирских кинематографистов. Постоянно становилась членом жюри, почетным гостем фестивалей неигрового кино, ее называли талисманом Открытого фестиваля неигрового кино «Россия» в Екатеринбурге (по данным Журналистской энциклопедии Новосибирской области). Ее дочь — Анастасия Журавлёва — также одна из самых известных в Сибири журналистов, автор и ведущий программы «Бизнес-новости» и ток-шоу «Признание», создатель телекомпании РТВ.

Ниже приведем несколько историй из воспоминаний Розы Литвиненко (фрагменты материала Ларисы Богомоловой на Wday.ru) и фотографии из ее личного архива:

Он [Быков] категорически не хотел сниматься, сказал, что не любит телевидение. Он тогда бросил пить, у него был плохой характер. Все были с…!

Я пришла к Быкову в гостиницу, села на стул и решила, что не уйду, пока не согласится. Он метался по номеру – маленький, я чувствовала себя огромной рядом с ним. Метался и кричал: «Нет, ни за что!» Телефон в номере постоянно звонил, его ждали где-то, а Быков отвечал: «Я с телевидением разговариваю!» и бросал трубку. «Эти с… мне простить не могут… Вы же знаете, что я не делал свой юбилей в Союзе кинематографистов?» Я не знала. Потом еще несколько раз мне: «Нет!» И в трубку: «Я же разговариваю с телевидением!» Наконец он бросился к холодильнику, достал оттуда что-то, завернутое в фольгу, – оказалось, кусочек черного хлеба. И начал жевать. И тут я сказала: «А даму угостить?» Быков замер, посмотрел на меня и отломил часть. Стали жевать корочку вместе. Его должны были отвезти куда-то на обед. Он надел кожаное пальто и кожаную кепку, и мы пошли к лифту. Он взял меня, такую огромную, под руку и вдруг стал на голову выше меня. Как это произошло? Это и есть талант!

На следующий день Ролан Быков приехал на студию и был так прекрасен, что пришлось делать передачу в двух частях – она шла два вечера подряд.

В 1976 году Тарковский поехал в Томск на премьеру своего фильма «Зеркало» – его пригласил легендарный директор Дворца зрелищ и спорта Моисей Мучник. В Новосибирске узнали, что у соседей будет режиссер «Иванова детства», «Андрея Рублева» и «Соляриса», и тоже позвали – в Академгородок. Конечно, я хотела сделать с ним передачу. Все говорили, что это невозможно, у Тарковского нет ни одного интервью для телевидения, и он не согласится ни за что и никогда. Помогла Нея Марковна Зоркая, киновед и кинокритик. Тарковский дал ей слово «встретиться в Новосибирске с Розой». Время записи передачи было назначено. А я пошла на хитрость – не поехала его встречать на вокзал, чтобы у него не было времени отказаться под каким-нибудь предлогом. Он приехал из Томска с женой и ассистенткой. Мне рассказывали потом, что он по приезде страшно нервничал, вглядывался в лица встречающих и вскрикивал: «Роза где? Где Роза?»

Первой по плану у Тарковского была встреча со зрителями в Академгородке. На обратном пути машина сломалась – на студии паника, все срывается. Отправили за ними машину – к счастью, нашли их на дороге, привезли. Когда Тарковский вошел, я заперла павильон на ключ и скомандовала: «Все умерли! Ни звука из аппаратной!» Оператор еле слышно сказал: «Мотор!», на камере зажегся красный огонек – запись пошла. А Тарковский смотрит куда-то в сторону, отвечает односложно: да-нет. Сердит на себя, что согласился. Он – «нет», а я молчу – чтобы он сам сказал, что я хотела от него услышать. Но когда зашла речь о драматичных отношениях художника и зрителей, я подыграла режиссеру «непонятного» фильма вопросом от «команды нормальных зрителей». Тарковский отреагировал очень живо: «Говорят, что на мои фильмы зрители не ходят, а в Томске стадион был полный!» Развернулся, наконец, ко мне и заговорил.

После съемки ко мне подошла жена Тарковского, Лариса, и сказала: «Розочка, я перед вами преклоняюсь – я теперь поняла, как надо разговаривать с Андреем». Запись этой передачи, как и многих других передач тех лет, не сохранилась – видеоленту после эфира стирали для новой записи. Правда, ассистентка Тарковского делала аудиозапись из аппаратной. Но где теперь эта пленка?

Он приехал в Новосибирск с Малым театром на гастроли. Я делала с ним передачу, а для редакции литдрамы замечательный режиссер Ким Долгин снимал сцены из спектакля Малого «Царь Федор Иоаннович». И Смоктуновский был беспощаден к себе и партнерам. Требовал еще и еще повторить сцену, добиваясь абсолютной точности интонации – хотя, казалось бы, что ему, которого знает полмира, эта съемка на новосибирской студии телевидения.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Для чего ученые придумали искусственную осетрину? Профессиональная поклейка обоев Глава РПЦ назвал превращение Святой Софии в мечеть угрозой истории России Что нужно знать, выбирая портативные колонки – 5 главных критериев Ольга Бузова сильно разочаровалась в любви и в Денисе Лебедеве

ЦИТАТА "Подтверждение долгосрочных РДЭ отражает неизменное мнение Fitch о перспективах поддержки банков."
© Fitch Ratings
Лента публикаций