О чем кино: братья Муха и Бес, их отец и жена Беса живут в разладе со своими соседями. В семью из города приезжает их младший брат, Малой, чтобы помочь выполнить заказ по валке леса. Его возвращение, на которое так надеются домашние, в итоге оборачивается трагедией.
Тайга.инфо: Вы сделали картину полностью на кабардинском языке. Этот прием был выбран исключительно для того, чтобы показать конфликт братьев?
— Он был выбран по многим причинам. Тенденция такова, что все больше людей забывают родной язык, в том числе и я, поэтому хотелось сохранить его хотя бы на экране. Во-вторых, мне очень нравится звучание кабардинского языка, интонации, жесткость, которая характерна для многих кавказских наречий. На нем не выстроить нежных отношений. Этот прием мне понадобился, чтобы показать не только конфликт старших братьев с младшим, но и всех друг с другом.
Тайга.инфо: Сложно ли вам было учить кабардинский для съемок?
— На самом деле, легко, учитывая кучу консультантов: все актеры знают язык. Мухамед Сабиев, который играет роль Мухи, был моим главным учителем по кабардинскому, очень много переводил, помогал мне. Задача перед ним стояла не из простых — создать бытовой язык без возвышенных фраз. По-моему, он прекрасно справился.
Тайга.инфо: Вы говорили, что своим фильмом хотели разрушить стереотипы о Северном Кавказе. Удалось ли это сделать?
— Возможно, я какие-то стереотипы разрушил, а какие-то наоборот создал. Но моя задача не ломать стереотипы о Кавказе, а рассказать, что там живут такие же люди, как и везде, со своими переживаниями и внутренними конфликтами. Кавказ — это не консервативное общество, которое существует только по устоявшимся канонам, а живой организм.
Конечно, есть очень сильные традиционные семьи, где действует принцип «брат за брата», а есть и такие, где братья судятся друг с другом из-за наследства
Жизнь разная и на Кавказе она тоже очень разная. Здесь все те же самые конфликты, но с определенным акцентом.
Тайга.инфо: Первый вариант сценария кардинально отличался от сегодняшнего. Каким он был, и почему вы от него отказались?
— В первоначальном варианте сценария вся история была рассказана от лица младшего брата. Но в какой-то момент я понял, что мне не очень интересен рефлексирующий герой. Фильмов о молодых людях, которые испытывают сложности с семьей, огромное количество. А фильмов о сильных мощных мужиках, которые просто живут и делают то, что должны, очень мало. Мне вообще кажется, что женственные мужчины — это большая проблема.
Сильные характеры старших братьев гораздо интереснее, потому что пробиться в их внутренний мир гораздо сложнее, там очень мощный щит. С Малым как раз все понятно, даже несмотря на минимальное количество сцен с ним.
Тайга.инфо: Вы часто в своих работах обращаетесь к теме семьи. Почему?
— Мой мастер, Александр Сокуров, говорил, что в семье всегда происходят самые неразрешимые конфликты. Эта мысль меня жутко зацепила. Я сейчас с вами разговариваю, но не знаю, что у вас сегодня случилось дома. Может, вы поругались с мамой, произошел какой-то жуткий скандал и разбита вся посуда. И я об этом не узнаю. Такие конфликты переживаются очень долго, но их никуда не вынести. Если вы поссорились с приятелем, то можете развернуться, уйти и забыть об этом.
Если вы испортили отношения с сестрой или братом, это на всю жизнь, что гораздо трагичнее
Почему два брата, которые растут у одних и тех же родителей, живут в одной комнате, интересуются совершенно разным? Почему ребенок в собственной семье может ощущать себя чужим? Эти очень драматичные вопросы человек зачастую вынужден переживать только в себе.
Тайга.инфо: У каждого брата есть свое тотемное животное: у старшего — медведь, у среднего — волк. Немного разнятся ваши показания по поводу Малого: где-то вы говорите, что он волчонок, а где-то — что у него нет тотемного животного.
— Я говорю о волчонке не как о тотемном животном, а как о предвестнике Малого. Волчонок и Малой, по сути, одно существо. Они оба застряли между мирами: волчонок, который еще не волк, но и не собака, и Малой, который вернулся из города, но так и не стал городским. Когда мы работали над образами Мухи и Беса, мы брали кое-что из пластики, поведения животных. В Бесе вышло много волчьего, а в Мухе — медвежьего. Когда медведь идет, он выглядит очень милым, но при этом в нем такая сила, что с одного удара может человека убить. И Муха такой же: ему не нужно быть агрессивным, потому что практически ничто ему не представляет угрозы. Муха становится озлобленным в конце, когда эта угроза реальная. А Бес, как волк, все время настороже и ожидает нападения от всего: от реки, дома, семьи, соседей.
Тайга.инфо: Откуда Малой возвращается? Он учится или работает? Появляется дома первый раз после отъезда, или навещает семью каждые каникулы?
— Он возвращается просто потому, что его ничего не держит в городе. Вы же видели, с какой маленькой сумочкой он приехал — за пять лет имущества так и не нажил. Малой мыкается, подрабатывает, живет в каких-то комнатках. Учитывая, что он немного умеет торговаться, можно предположить, что он работает на рынке. И вряд ли Малой учится в университете, нельзя сказать, что он сильно интеллектуально отличается от своей семьи. Я могу только домысливать, но, скорей всего, в своем приезде Малой видел возможность обрести свое место, но этого не случилось.
Тайга.инфо: С другой стороны, он же как-то дошел до того, что ему другого в жизни хочется.
— Понятно, что плохое отношение старших братьев к младшему не сиюминутно возникло. Скорей всего, он от этого и сбегал пять лет назад. На мой взгляд, схожим образом происходят революции: они случаются не потому, что люди хотят изменить жизнь, а потому, что старую терпеть больше невозможно. Тем более, за время отсутствия Малой успел испытать ностальгию, а она не бывает плохой. Вдали от дома память воспроизводит приятные моменты, и вдруг отчаянно хочется домой, приезжаешь — и через неделю уже думаешь, что хорошо бы уехать обратно.
Малому позвонили и сказали: «Приезжай». Он стал вспоминать какие-то теплые моменты. Может, в детстве братья вместе играли в футбол на площадке у дома. И Малой моментально приехал, но понял, что ничего не изменилось, что эти воспоминания — всего лишь его фантазия.
Тайга.инфо: Ваш мастер, Александр Сокуров, помимо бюджета как-то помогал с фильмом?
— Александр Николаевич предлагал идеи для фильма, советы касались не художественных вещей, а, в основном, технических. В чем-то я с ним не согласился и теперь жалею, потому что это открыло бы новые грани драматургии в истории.
всегда лучше допустить миллион своих ошибок, чем один раз добиться чужого успеха
У меня вообще была идея снять на любительскую камеру, потому что это был дипломный фильм, и университет не мог выделить на него больших денег. Когда я искал помощников среди друзей и приятелей, Александр Николаевич сказал: «Защитите диплом, а эту картину оставьте на дебют, мы попробуем найти деньги». К счастью, все удалось. Через год я переехал в Москву. И когда в очередной раз работал на автомойке, позвонил Александр Николаевич и сказал: «Володя, вы хотите запуститься?» Естественно, я сразу собрал вещи и приехал в Нальчик, где мы выступили в Министерстве культуры. Я думаю, что деньги во многом получил не фильм, а Сокуров, но надеюсь, что не подвел его.
Тайга.инфо: Сразу после съемок случилось наводнение, да?
— В фильме герои постоянно говорят о том, что вода поднимется и все снесет. Когда у нас была последняя съемка на делянке, и мы должны были уходить в интерьер, постановщик хотел вернуться на улицу, доснять какие-то кадры. Мы отказались, потому что поджимали сроки. А на следующий день озеро над ущельем, где мы снимали, прорвало, и сошла жуткая лавина. Погибло несколько человек, в том числе, глава местной администрации Муса, который нам очень помогал. Дороги снесло, от декораций не осталось и щепки, ущелья больше не существует, изменилось русло реки.
Тайга.инфо: Музыка в «Глубоких реках» звучит очень обособленно, но вы говорили, что не считаете ее действующей линией. Почему?
— Изначально я задумывал сделать фонограмму буквально с одним инструментом, потому что создаваемый на экране мир мне казался немного аскетичным. Хотелось, чтобы музыка возникала из изображения, а не вызывала эмоцию, как это часто делается. Браво композитору Мурату Кабардокову, который по одной из своих композиций записал партитуру для оркестра. Мелодия произвела на меня сильное впечатление, и я решил, что надо ставить ее в финал. Музыка настолько самостоятельный вид искусства, что работать с ней как с вспомогательным инструментом всегда невероятно сложно.
Тайга.инфо: Вас неизбежно сравнивают с Кантемиром Балаговым (режиссер, ученик мастерской А. Сокурова — прим. Тайги. инфо), как относитесь к этому?
— Мы делаем совсем разное кино. Можно, конечно, сравнивать «Глубокие реки» с фильмом Киры Коваленко «Софичка» с точки зрения использования национальных языков, но это тоже не совсем корректно. Сейчас успешно прошел показ на «Берлинале» фильма Саши Золотухина «Мальчик русский» — совсем четвертый взгляд на кино.
Сокуров помимо того, что великий режиссер, еще и великий учитель
Он каким-то образом сумел сохранить нашу индивидуальность, чего очень мало в нынешних питерских и московских мастерских. Александр Николаевич всегда говорил, что у каждого свой путь, свое кино. Меня часто спрашивают, завидую ли я Балагову. Нет, не завидую, а очень рад за него и горжусь, как и каждым выпускником. Он сделал прекрасный фильм, который с успехом прошел по всему миру. Думаю, вас ждет еще много сюрпризов, потому что каждый, кто закончил мастерскую, хочет снять дебютный фильм. Сравнивайте, это нас никак между собой не ссорит, наоборот, забавляет. Даже если мы выпустим по семьдесят картин, все равно до конца жизни останемся студентами Александра Сокурова.
Фильм «Глубокие реки» можно посмотреть 20 марта в новосибирском кинотеатре «Победа».