Режиссер Денис Азаров: «Это ближе к Тарантино — очень смешно, но есть, где задуматься»

15.12.2018 10:04

Режиссер Денис Азаров: «Это ближе к Тарантино — очень смешно, но есть, где задуматься»

Тайга.инфо: Расскажите про саму пьесу, по который вы ставите спектакль. О драматурге Доне Нигро, который ее написал, очень мало информации — нет даже странички в русскоязычной «Википедии».

— Это, как всегда, набор случайностей, и про Дона Нигро я тоже ничего не знал. Страничка в «Википедии» есть, но англоязычная. Там можно прочитать, что порядка двухсот пьес написал этот человек. Эта история — такой классический детектив: умер человек, и для расследования убийства приезжает инспектор. Там один мужчина и много женщин. Особенно мне нравится, что они всё время пытаются его накормить. Короче, бабский дом. И выясняется, что есть еще второй труп, и всех скинули с одной и той же лестницы одинаковым образом. В итоге идет расследование: те, кого мы изначально подозревали, оказываются самыми невиновными. Все как в классическом детективе, спойлеры делать не буду.

Тайга.инфо: Жанр спектакля обозначен, как детектив. Обычно это подразумевает что-то незатейливое — такой спектакль из разряда «сходить в театр, чтобы развлечься и отдохнуть». У вас будет по-другому?

— Я не могу точно сказать, что будет у нас. Потому что, понимаете, не родившегося ребенка очень сложно назвать именем или понять, в какую школу он пойдет. Вот Венедикт Ерофеев, когда писал «Москву — Петушки», сказал такую гениальную фразу, что хочет, чтобы 80% книги хороший человек смеялся, а 20% плакал. Мы занимаемся тем же самым.

«можете так и написать: я в кайфе от труппы „Красного факела“, она тут реально уникальная»

Мы с художниками попытались вывести тему бесправия людей в чужой стране (это есть и в пьесе) и рассуждение, что мы можем сделать ради своих собственных детей. Мне кажется, ближе всего это к Тарантино: когда да, очень смешно, но при этом есть те самые 20%, когда человек сможет задуматься.

Тайга.инфо: Как вообще получилось, что вы ставите спектакль в «Красном факеле»?

— Это такая сложная история фрилансера-режиссера. Просто Александр Прокопьевич Кулябин [директор «Красного факела"] пошел на мой спектакль в «Гоголь-центр» — родной для меня театр. Он его посмотрел, решил пригласить меня поработать, и у нас начались переговоры. Мы много материала меняли: что-то предлагал я, что-то «Красный факел». Но в конечном итоге сошлись на этой пьесе — она оказалась интересна всем.

Тайга.инфо: Как вам труппа театра?

— Вот можете так и написать: я в кайфе от труппы, она тут реально уникальная. До «Красного факела» у меня было два театра, в каждом из которых совершенно уникальная труппа: это «Гоголь-центр» и Волковский театр в Ярославле, где я поставил пять спектаклей. Третья такая — в «Красном факеле». Абсолютно отзывчивые люди, с которыми у нас сразу наладился общий язык. Просто очень-очень хорошие актеры: хорошо наученные и образованные.

Тайга.инфо: Как относитесь к творчеству главного режиссера «Красного факела» Тимофея Кулябина? Какие его спектакли видели?

— Я много чего смотрел у Тимофея, и он кажется мне одним из самых талантливых режиссеров моего поколения. Я это сейчас говорю не формально, а совершенно серьезно. Видел его «Кармен», когда приезжал на переговоры в Волковский театр, «Детей солнца», его последнюю работу, тоже смотрел. Мне нравится его эстетика, здесь даже обсуждать что-то довольно бессмысленно — он очень крутой.

Тайга.инфо: Помимо Кулябина успели посмотреть какие-нибудь спектакли в Новосибирске?

— Да, посмотрел «Русский роман» Марата Гацалова в «Глобусе» и получил огромное удовольствие. Я очень люблю спектакли Марата, пьесы [Марюса] Ивашкявичуса, знаю обоих лично. Это вообще такой героический шаг — ставить такие современные и сложные пьесы в такой современной форме. Этому надо учиться. Так делают только «Гоголь-центр» и МХАТ.

Тайга.инфо: Что вообще можете сказать про сегодняшнее состояние регионального театра? Вы долго работали в Ярославле, теперь вот в Новосибирске и явно понимаете положение дел.

— У меня супер-позитивный взгляд на нестоличный театр. Более того, поработав в Волковском театре или в «Красном факеле», я понимаю, что многие театры в Москве намного хуже, чем здесь. Другое дело, что есть общий скептицизм, касающийся всей плоскости. Что далеко ходить? Возьмите «Гоголь-центр», когда режиссера номер один в нашей стране обвиняют не пойми, в чем… Например, я на «Платформе» сделал четыре работы, и теперь всем говорю и ржу: «Говорят же, что этого ничего не было. Деньги ни во что вложили. Я, извините меня, просто видимо два года страдал херней, получается».

«Как только ты начал орать на артистов, ты начал проигрывать» — это такая заповедь Серебренникова

Мне видится, что весь региональный театр в таком контексте должен консолидироваться. И я вижу моих знакомых из Волковского или Омской драмы, которые рады, что я ставлю в «Красном факеле». Сегодня именно регионы и такие люди, как Тимофей Кулябин, или как Евгений Марчелли в Ярославле, могут делать супер-качественные вещи. И очень приятно ездить в региональные театры, общаться с этими людьми и делать что-то правильное. Потому что начинают-то потихоньку прижимать по поводу правильного.

Тайга.инфо: Не думал, что смотрите так оптимистично.

— Ну подождите, давайте перечислим лучшие российские театры. Штук по пять в Москве и Питере, а дальше мы идем по географии, поехали: Волковский в Ярославле, в Воронеже Камерный театр, ТЮЗ в Екатеринбурге, в Красноярске два театра, Омская драма, ну и в Новосибирске три. Это театры мирового уровня, на мой взгляд, что видно по их спектаклям, а география давно уже совершенно не важна.

Тайга.инфо: Вы уже упомянули Кирилла Серебренникова. Знаю, что вы были помощником режиссера в двух его спектаклях и называете его своим учителем. Расскажите, как с ним работается и чему конкретно он вас научил? И что думаете по поводу ситуации вокруг него?

— Я два раза работал у него ассистентом и ставил один из первых спектаклей в «Гоголь-центре», прямо после его открытия — «Елку Ивановых». Кирилл для меня — это большой учитель, практически родной человек. С ним связана половина моей творческой жизни, он повлиял на меня максимально. Что вот можно сказать про отца? Много чего личного, но это не нужно рассказывать ведь. То, что сейчас происходит, я раньше называл недоразумением. Сейчас же я думаю, что это просто какая-то огромная фигня, связанная с силами, которые вокруг, не с самим Кириллом.

Он выдающийся режиссер, у нас нет в стране другого режиссера такого, мирового уровня, как Серебренников. Перед тем, как уехать в Новосибирск, я посмотрел его последний спектакля в «Гоголь-центре» — «Маленькие трагедии». Там гениально просто всё. Я сидел, смотрел на это и вдруг понял: «Ой, я же общался с эпохой».

Кирилл — эта правда целая эпоха, это как Любимов в СССР. А работалось с ним прекрасно. Он потрясающий, демократический человек, который научил меня, например, одной простой вещи: никогда не орать на актеров. «Как только ты начал орать, ты начал проигрывать» — это такая заповедь Кирилла. Он вообще очень любит актеров и очень подробно с ними работает.

Тайга.инфо: Как думаете, какой исход будет у дела «Седьмой студии»?

— «Гоголь-центр» — это лакмусовая бумажка для всего российского театра. Это единственный театр в России, в котором можно делать всё, что угодно, там полная свобода. И я рассчитываю, что скоро всё это закончится, и Серебренников придет обратно в театр, который он создал, к своим ученикам, тем людям, кого взрастил, и мы опять будем жить счастьем. Потому что сейчас театр работает вопреки — без худрука очень сложно. Я бы очень хотел, чтобы вы именно это написали. Потому что лично для меня это всё очень важно.

Тайга.инфо: Есть мнение, что даже если скоро Серебренников окажется на свободе, он уедет из страны, чтобы избежать дальнейших политических преследований. Вы, зная его лично, что по этому поводу думаете?

— Понимаете, я застал самое начало «Гоголь-центра». Мы херачили в цементной пыли: еще шел ремонт, а мы ставили «Елку Ивановых», чтобы успеть к открытию. Все хотели привнести хоть какую-то часть в создание этого места, и я лично хоть немного, да считаю себя причастным к этому. Не могу за него сказать — правда не знаю, как он решит. Но понимая, как он любит свой театр, своих воспитанников, видя, сколько сил было вложено, чтобы у всех нас был «Гоголь-центр», я надеюсь, что он останется работать. Хотя если решит иначе, я его, конечно, пойму. Но то, что «Гоголь-центр» нужен России — очевидно. Для того, чтоб был «Красный факел», для того, чтоб была Омская драма и так далее, потому что это именно то пространство безграничной свободы, на которое нужно равняться всем.

Тайга.инфо: Что будете делать после «Красного факела»?

— Собственно, «Гоголь-центр». Мы с прошлой весны репетируем роман Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него», и в апреле должна быть премьера.

Тайга.инфо: Если позовут еще поработать в Новосибирске, приедете?

— В «Красный факел» я приеду с удовольствием, потому что это реально отличная труппа. Ты даешь актерам «раз», а они сами дают тебе «два, три и четыре». Надеюсь, что еще поработаем, потому что обсуждались уже какие-то конкретные названия на будущее. А что у нас получится, это как Бог на душу ляжет, посмотрим.

Премьера спектакля «Странный ужин инспектора Раффинга» состоится 15 декабря.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Оборудование для защиты трубопровода от повреждений: осевые компенсаторы и вибровставки Чехлы на Apple Watch: реальная необходимость или модная уловка? Можно ли обменять доллары с пятнами и старого образца 3 гарантированных способа остаться одиноким. В чем опасность социальной изоляции Кофе помогает бороться с диабетом и ожирением

ЦИТАТА "Подтверждение долгосрочных РДЭ отражает неизменное мнение Fitch о перспективах поддержки банков."
© Fitch Ratings
Лента публикаций