По данным Всемирной организации здравоохранения, недостаток физической активности в настоящее время стоит на четвертом месте среди глобальных факторов риска смертности — после гипертонии, курения и повышенного уровня сахара в крови. Гиподинамия и вызванные ею хронические болезни — причина 6% всех смертельных случаев в мире. При этом исследование, проведенное еще до пандемии в 146 странах мира, показало, что подавляющее большинство подростков не придерживается рекомендованного уровня физической нагрузки.
Из доклада ВОЗ, опубликованного в конце первого года пандемии, следует, что если бы человечество было более активным, можно было бы предотвращать до 5 млн смертельных случаев в год. В связи с вынужденным переходом на домашний режим из-за COVID-19 организация опубликовала новые Руководящие принципы по физической активности и малоподвижному образу жизни. В документе подчеркивается, что все люди в любом возрасте и с разными способностями могут быть физически активными и что важны любые виды движения.
Медики уточняют, что не стоит путать понятие «физическая активность» с физическими упражнениями. Кроме физкультуры, она включает в себя прочие виды активных телодвижений, которые совершаются в ходе домашней работы, подвижных игр, поездок и прогулок.
— Улучшению здоровья и благополучия может способствовать физическая активность любого типа и любой продолжительности, но чем больше, тем лучше, — подчеркивает директор департамента по вопросам укрепления здоровья ВОЗ Рюдигер Креч. — Если вы вынуждены долго сидеть на работе или в школе, вы должны уделять больше времени физической активности, с тем чтобы компенсировать опасные последствия малоподвижного образа жизни.
Взрослым рекомендуется уделять физической активности не менее 150 минут в неделю, а подросткам — не менее 60 минут в день. В основном это должна быть аэробная нагрузка, где в качестве основного источника энергии выступает кислород. Это упражнения относительно низкой интенсивности, такие как бег, плавание, гребля, баскетбол, теннис.
Сюда же можно отнести катание на скейтборде и роликах, туристические походы, танцы и даже простой подъем по ступенькам. Такая нагрузка укрепляет не только сердечную и скелетные мышцы, но и мышцы ответственные за дыхание, улучшает циркуляцию крови, психическое состояние, снимает стрессы, снижает риск депрессий, ожирения и диабета, что чрезвычайно важно в сложившихся условиях.
Также минимум три раза в неделю подростки должны уделять время аэробной физической активности высокой интенсивности, которая укрепляет скелетно-мышечную систему. Ежедневный час физической активности может дробиться на блоки, например, два раза по полчаса.
— Нередко поднять с дивана могут только родители в принудительном порядке, где-то проявить строгость, через слезы, через преодоление,— говорит Петров. — Но в каждом случае надо смотреть на психологию ребенка, его характер, чтобы не сломать.
Правда, с большинством подростков это не срабатывает.
— Меня лично это раздражает, — говорит Анастасия. — Гуляю я и так достаточно часто. А когда говорят что-то типа «сделай что-нибудь полезное», может, я и в телефоне полезными вещами занимаюсь, не понимаю смысл делать просто что-нибудь, но не в телефоне.
Она уверяет, что отложить телефон не проблема, даже если просто попросят, кроме того, она бы с удовольствием вместо соцсетей пошла пообщаться с друзьями, поехала бы на какую-нибудь интересную экскурсию. Даже в условиях пандемии и дистанционного обучения, по ее словам, никаких проблем не возникает, если надо исполнить какие-то обязанности по дому. А вот домашние занятия языками или музыкой «зависят только от собственного желания и телефон вообще тут ни при чем».
— Я считаю, что четкая инструкция, как «оторвать» и «заставить» малоэффективна в долгой перспективе, — говорит Людмила Чередниченко. — Перед родителями стоит задача не проконтролировать и ограничить, а научить жить так, чтобы телефон и компьютер были лишь инструментами для жизни, а не вся жизнь.
— Насилие — это прямой путь к разладу отношений, сейчас или в будущем, — отмечает нейропсихолог Людмила Вельш. — Стоит себя спросить, чего вы хотите добиться, каков конечный результат? Если вы хотите видеть его сильным, здоровым и красивым в будущем, надо, чтобы он сам этого захотел, у него должна быть мотивация.
Треть школьников тратят на гаджеты более восьми часов в день
Детей от природы малоподвижных, тихих, спокойных вполне можно заставить больше двигаться.
— Да, конечно, в первое время с такими подростками очень сложно — нет желания заниматься, — говорит Петров. —Многих приводят мамы, потому что видят, что уже есть серьезные проблемы с осанкой. Тут уже надо общаться, разговаривать, приводить какие-то примеры, чтобы их как-то первоначально впечатлить и удержать. Когда работаешь с подростками, инструмент один: надо их слышать и понимать. Не потакать, не идти у них на поводу, а выслушать и понять. Им очень важно чувствовать, что они нужны, реализоваться в этом мире. Пусть ищет, пусть пройдет десятки секций, всё равно он найдет свое. Нужно раскрыть ребенка, понять его. Может быть те же шашки, шахматы — ради бога, пусть играет, пусть в футбол гоняет на улице.
— Им стоит подобрать такие занятия, которые будут отвечать их потребностям, не требующие скорости, запредельной силы, яркого соревновательного компонента, — рекомендует Людмила Вельш. — Им не подойдут командные игры, такие как футбол, хоккей, не понравятся плавание, лыжи, велосипед. Ребенку в этих условиях будет тяжело, некомфортно и неинтересно. Тут могут выручить танцы, гимнастика, конный спорт, скалолазание. А самокаты, ролики, скейты, которые можно использовать везде, — во дворе, по дороге в школу — отлично развивают моторику и по силам даже самому флегматичному ребенку.
Однако стоит отличать флегматичный характер от лени, подчеркивает нейропсихолог.
— В век гаджетов и легко получаемых эмоций от игр, мультфильмов, соцсетей дети предпочитают сидеть или лежать. Если ребенка лишить этой игрушки, например отвезти в деревню, он даже там найдет чем заняться, — уверяет Вельш. — Ну а если родители наблюдают гипоактивность, всякое отсутствие желаний, стоит обратиться к специалистам, чтобы исключить различного рода отклонения.
По словам Людмилы Чередниченко, идти на поводу всех требований подростка нет смысла.
— Если вы как родители считаете подобное поведение недопустимым, то твердо об этом говорите, —советует она. — При этом будьте готовы обсуждать его дополнительные свободы взамен на соблюдение ваших правил. Источник
Читайте также: Спортивный уголок: важный элемент в полноценном развитии ребенка