Два ряда самодельных столов из поддонов, панельные стены и творческая суета. Кто-то раскладывает свои товары и режет ценники, кто-то настраивает свет для своего торгового места. На первом этаже неслучившейся станции метро парень в окружении друзей наигрывает на пианино тему из «Бумера».
Готовые к торговле художники сбиваются в небольшие компании: те, что помоложе, снимают видео для инстаграма, а постарше — обсуждают дела со старыми друзьями.
«А я ему говорю, что за ***** [чушь] ты тут сделал», — показывает, смеясь, фотохудожник книгу коллеге.
Формат арт-маркета не новый: он популярен на западе, в Москве, Санкт-Петербурге. Но для Новосибирска это пока в новинку. Как пояснили организаторы, они ориентировались на московский принт-маркет «Вкус бумаги», который существует уже четыре года.
А я ему говорю, что за ***** [чушь] ты тут сделал
«Не знаю, почему только сейчас. Как-то до нас никто не сообразил [организовать]. Долго ждали, кто-нибудь сделает или нет, потом поняли, что если мы не замутим — никто не замутит, — рассказывает художница Зося Леутина. — Решили, что будет веселей, да и вообще интересно, как на это отреагирует город».
Площадка нашлась не сразу, художники думали над галереей «Арт-ель», лекторием-баром «Поток», и в итоге оказались в «Подземке», где пространство им дали бесплатно. Всю организацию фотограф и художница Янина Болдырева и Зося Леутина взяли на себя и своих волонтеров, за помощью к городским властям даже не обращались.
«Они, с одной стороны, всегда за любую инициативу. Но обычно дело кончается тем, что начинаются формальности, оформление документов. Им очень все нравится, когда это происходит самостоятельно. У нас же были какие-то диалоги по другим проектам в городе: они все поддерживают, все замечательно, но у них бюджета, времени, ресурсов нет. Проще самим», — сетует Леутина.
Это как выставка: стоишь около того, что делаешь, общаешься с людьми, создаешь атмосферу
Маркет постепенно оживает, приходят первые покупатели. Они медленно бродят вдоль столов, осматривая разложенные на скатертях артефакты. Товары самые разные: на «Дерн» пришли и представители классической живописи, и поклонники стрит-арта, и графики с иллюстраторами. На цветастом столе уличной команды «Такнадо» лежат несколько экземпляров сборного трамвая номер 13 из картона.
«Хочу расширять линейку, связанную со стилем трамвая, который назвал „сибирской хохломой“, — рассказывает хозяин стенда стрит-артист Миша Мак, который летом 2018 разукрасил знаменитый трамвай. — Вот сейчас занимаемся проектом „Folkstar“ с подобным дизайном. Такой формат ремесленной ярмарки мне очень нравится. Это как выставка: стоишь около того, что делаешь, общаешься с людьми, создаешь атмосферу».
Подобные мероприятия на западе уже проходят с определенной специализацией — есть маркеты керамистов, печатников. На новосибирском «Дерне» собрано множество направлений, поучаствовать приехали даже художники из Омска и Красноярска.
Организаторы отбирали художников для маркета сами: с кем-то связывались по знакомству, кто-то присылал заявки. Пригласить получилось не всех, а некоторые пытались протолкнуть свои хэнд-мэйд изделия.
«Мы сказали, что нужно что-то авторское, чтоб он верил в это искусство, жил им, а не просто делал какую-то коммерцию», — рассказывают организаторы.
Я пришел, чтобы потусоваться с молодежью, посмотреть, что делает подрастающее поколение
А некоторые просто посчитали, что они еще не готовы что-то продавать: желание было, но показывать условную одну старую работу они не хотели. Зато старшие коллеги, многие из которых состоят в Союзе художников России, предложили сами поучаствовать в арт-маркете.
«Я пришел, чтобы потусоваться с молодежью, посмотреть, что делает подрастающее поколение, — рассказывает художник-график Михаил Паршиков. — Продажи пока идут вяло: подплывет какая-нибудь очередная медуза, говоришь ей: „медуза, ну скажи хоть что-нибудь“. А она: „куа“, и поплыла дальше. Я по жанру график, и мои продажи незначительны. У каждого складывается все по-своему, но в целом надо сказать, что рынка как такового нет в городе, и сегодняшнее мероприятие — это попытка немного раскачать ситуацию в нужную сторону».
Фотографии с проданными картинами Паршикова и подписями благодарностей появятся в фейсбуке позже, а пока его молодые коллеги начинают упаковывать покупки для посетителей.
«Хочется, конечно, что-то продать, — говорит с улыбкой Алексей Асеев „А13“. На маркете он старательно заворачивает свои плакаты и футболки в бумагу. — Часто подходят не только посетители, но и художники, с ними можно пообщаться об искусстве, замыслах. Даже если человек ничего не покупает, пообщаться тоже прикольно».
Продавать произведения, рассказывает Алексей, сейчас возможно в основном только в соцсетях, и то, если развиваешь свой аккаунт. Об этом же говорит и Янина Болдырева. По ее словам, в городе хоть и есть галереи, но они такого формата, что там дают либо классику, либо современную абстракцию.
Арт-маркет — это провокация рынка, которого нет
«Требуются больше реалистичные изображения, пейзажи, — соглашается Асеев. — Но молодежи все равно много, которая разбирается в искусстве, есть надежда. Например, со стрит-артом сейчас все здорово, и люди позитивно реагируют: на улице за работой скорее похвалят, нет такого, чтоб прогоняли, полицией угрожали».
В первый день на маркете прошли лекции и мастер-классы. О модернизме, как о начале современного искусства и о том, как тренировать воображение графикой и коллажамиТакие мини-тренинги тоже формировались спонтанно, как отмечают организаторы: кого-то попросили, а кто-то вызвался сам.
«Мало где можно собрать активныхзрителей и художников, потому что сейчас выставка — это вложение, особенно для Новосибирска, — говорит Болдырева Тайге.инфо. — Почему очень мало людей в городе делают выставки — это куча средств и затраченных ресурсов, а выхлопа нет. А здесь у тебя персональное место, ты можешь показать, рассказать, продать, покоммуницировать со зрителем. А зрителю интересно, потому что он же и покупатель, может приобрести, разнообразие большое. Такой формат для Новосибирска и должен сработать».
Сейчас в Новосибирске, как отмечают и организаторы, и сами художники, нормальной продажи работ просто нет, потому что не существует такого процесса, где есть посредники, покупатели, художники, которые постоянно предлагают свои работы.
«Арт-маркет — это провокация рынка, которого нет, — говорит Леутина. — Ну, мы взяли и сделали такой маленький рыночек».
Попросту платить за искусство никто не привык, делится куратор множества выставок и помощник директора по развитию Областной научной библиотеки Анна Галеева, потому что не сформировано такое отношение. Сейчас в искусство вкладываются только на благотворительных аукционах, когда деньги идут не художнику через дилера, а в социальный фонд. Один из таких— аукцион американского художника Дэвида Хунха, где в фонд передали по итогам продаж 60 тысяч рублей.
«Для меня арт-маркет как крик: „ребят, давайте выйдем, соберемся водной кучке, будет недорого, и кто-нибудь что-нибудь купит“. И „Дерн“ в этом плане сделали интересно — не только наклейки и ручки, но есть и искусство», — делится Галеева.
Янина Болдырева рассказывает, что уже принимала участие в арт-маркетах в Москве, где заработала восемь тысяч рублей за два дня. В Новосибирске, думает она, выйдет меньше: родные стены помогают, но город неплатежеспособный.
«Во-первых, нет рынка, во-вторых, нет потребности платить за искусство. Или у людей свое представление о нем, и они не воспринимают своих, местных как художников. У них нет стимула поддерживать молодых, — сетует Болдырева. — Просто покупать для удовольствия — у людей не сформировался вкус, потому что у нас промышленный город, который живет торговлей, логистическими перевозками, а взрощенного искусства у нас никогда и не было».