Три из двенадцати новосибирских операторов по транспортировке ТКО сообщили, что уходят с рынка. Представитель двух компаний («Эко-лайн» и «Ла-транс») Владимир Булычев объяснил это «Коммерсанту» накопившимися долгами «Экологии-Новосибирск» за перевозку мусора.
Депутат заксобрания Вадим Агеенко опубликовал большой материал, посвященный конфликту между перевозчиками ООО «ЭКО-ЛАЙН» и ООО «ЭкоЛайн» и регоператором. Парламентарий, по сути, выступает в защиту перевозчиков, называя размер штрафов в отношении них «драконовским», а способ контроля за рейсами через систему «ГЛОНАСС» — сомнительным.
Суть конфликта (в описании депутата): регоператор заявил, что с апреля финансирует только 60% выполненных работ, а оставшиеся 40% выплатит только тогда, когда уточнит объемы вывезенного мусора по каждому перевозчику.
Позже появились иски от упомянутых перевозчиков к регоператору с требованием оплатить весь объем выполненных перевозчиками работ и иск от регоператора к этим перевозчикам с утверждением, что часть работ они не выполняли.
Помимо того, что перевозчики не получат оплату за ту работу, которую региональный оператор не считает выполненной, им еще грозят существенные штрафы (фактически в размере всего контракта).
Агеенко считает, что действия регоператора объясняются желанием решить свои финансовые проблемы за счет подрядчиков.
Строительный комитет заксобрания обратился в правительство требованием оценить работу «Экологии-Новосибирск». Это обращение инициировал депутат Олег Сметанин, который призвал расторгнуть договор с регоператором. По его словам, в регионе проблемы со сбором отходов.
Если судить по информационному фону, можно сделать вывод, что мусорная реформа в Новосибирской области провалилась. Однако руководитель «Экологии-Новосибирск» Лариса Анисимова утверждает, что мусорная реформа идет успешно, что особенно заметно на фоне других регионов.
Вот некоторые цифры, говорящие о проведенной за год работе. Приобретены и установлены 5080 пластиковых контейнеров, 1551 металлический контейнер, 232 бункера и 4394 металлических бочки. Впервые за долгое время схемой вывоза мусора оказалось охвачена большая часть частного сектора Новосибирска, жители которого отмечают периодичность и эффективность вывоза.
Собираемость платежей с января по ноябрь выросла с 8% до 75%. По планам предполагался выход к 80% к началу 2020 года.
Величина тарифа на вывоз мусора, вопреки утверждениям оппонентов, не выше, чем в большинстве крупных регионов. Больше, чем в Новосибирской области, платят за вывоз отходов жители Красноярского края, Томской, Омской, Тюменской и Иркутской областей. Если в каких-то регионах плата за вывоз мусора ниже, то или несущественно, или это связано с разделением региона на сельские и городские территории, в результате чего горожане платят меньше, а селяне — больше. В Новосибирской области решили сделать единый тариф.
Количество населенных пунктов, обслуживаемых регоператором, увеличилось за год с 98 до 683. Сегодня 97,08% населения являются потребителями услуг по вывозу отходов. 94% мусора, вывозимого на полигоны, проходит весовой контроль. В январе этот показатель составлял 51%. Собственно, до 2019 года никто не знал точно, сколько мусора производится и выбрасывается в Новосибирской области, только теперь появилась адекватная статистика.
Сейчас идут электронные аукционы по определению операторов для транспортирования ТКО в 2020 году. Часть аукционов уже проведена, операторы по транспортированию отходов на оставшуюся часть обслуживаемой территории будут определены до конца года, сообщили «Коммерсанту» в «Экологии-Новосибирск».
Большая часть перевозчиков мусора остается на рынке, и появляются новые желающие.
Основными участниками конфликта выступает три оператора, два из которых имеют практически идентичные названия. И публичные заявления от имени всех трех операторов делает Владимир Булычев, который ранее был деловым партнером Олега Сметанина по компании «СПАС-ДОМ».
До 2019 года в Новосибирской области уже был рынок перевозки и захоронения мусора, на котором работали и хорошо зарабатывали некоторые компании. Этот рынок был непрозрачным, на мусорных полигонах отсутствовал весовой контроль, а при попытке его установить новые весы ломались чрез несколько дней.
Возникает вопрос: насколько шумиха вокруг регионального оператора, поднятая его оппонентами, связана с объективными проблемами, а насколько направлена на смену оператора и получения контроля над рынком вывоза мусора? И что получат потребители и сам рынок обращения с ТКО в случае замены «Экологии-Новосибирск»?
Новые контейнеры не появятся. Собираемость платежей не только не улучшится, но даже упадет, так как физические и юридические лица предпочтут подождать с платежами в условиях неопределенности. Сегодня региональный оператор выставляет в месяц более 2 млн счетов. Сможет ли новый регоператор обеспечить выставление счетов и работу с потребителями?