Ракета-носитель «Союз ФГ» с космическим кораблем «Союз МС-10» и двумя членами экипажа на борту — российским космонавтом и американским астронавтом — должна была стартовать 11 октября к Международной космической станции. Но что-то пошло не так. На 156 секунде полета при отделении боковых блоков первой ступени отключились двигатели. Экипаж вернулся на Землю. Все живы.
В этой истории, как всегда, нужно различать вклад всех участников. Космонавты — герои. Запись переговоров экипажа с центром управления полетами показывает, насколько спокойно и уверенно они действовали в нештатной ситуации. Никакой паники, действия строго по инструкции — как много раз отрабатывали во время обучения и подготовки к полету. Юрий Гагарин утром перед своим историческим стартом на вопрос «Как спалось?» бодро ответил «Как учили!». Вот и сегодня космонавты все сделали так, как учили.
Конструкторы космической техники тоже большие молодцы: автоматика «Союза» в очередной раз спасла жизнь членов экипажа. Это ведь далеко не первая авария «Союза» в истории. В 1983 году произошел пожар ракеты-носителя на стартовой площадке за 48 секунд до старта. Система аварийного спасения тогда «отстрелила» космический аппарат с космонавтами от ракеты, подняв его на высоту нескольких километров, после чего спускаемые аппарат благополучно приземлился на парашютах. В 1975 году авария напоминала сегодняшнюю: через пару минут после пуска не отделилась вторая ступень, после чего сработала автоматика, отделила возвращаемый аппарат от ракеты и космонавты, испытав огромные перегрузки, успешно вернулись на Землю.
Итак, космонавты у нас отличные, конструкторы все спроектировали правильно, но в чем же проблема? Как всегда, в бардаке.
Судя по первым версиям, причиной аварии мог стать технологический брак. Нештатно закрепили боковой блок. В 2013 году ракета-носитель «Протон-М» разрушилась вскоре после старта из-за того, что кто-то при сборке установил датчики «с применением силы». Сейчас к МКС пристыкован «Союз» с дыркой в обшивке — как бы не хотелось российской пропаганде представить ее следствием диверсии на орбите, скорее всего, дыру случайно просверлили во время сборки космического аппарата в России.
Причина этих и многих других аварий и нештатных ситуаций — в коррупции и моральном разложении руководителей космической отрасли и российского государства в целом. Руководителя Роскосмоса Дмитрия Рогозина принято справедливо ругать во всех бедах отечественной космонавтики, но он ведь не с Марса к нам прилетел. Его назначил Владимир Путин, исходя из неизвестных нам соображений, но я почему-то уверен, что они не имеют никакого отношения к профессиональным компетенциям господина Рогозина в сфере управления хоть чем-то.
Штришок к портрету: пока НАСА в твиттере публиковало новости о том, как экипаж справляется с аварией, Роскосмос делал вид, что ничего не происходит, выкладывая заранее подготовленные сообщения о штатном полете.
Авария 11 октября стала для «Союзов» пятой за 137 пусков, в двух из них космонавты погибли. У американских «Шаттлов» на 135 пусков было две аварии, обе со смертельным исходом. После второй аварии американцы решили отказаться от эксплуатации «Шаттлов» и начали — до разработки альтернативных космических кораблей — летать на российских «Союзах». Вопрос в том, на чем будем теперь летать мы.