Второй Спас в череде августовских праздников, посвященных Спасителю, после Медового, – Яблочный Спас.
«…Второй Спас, завтра который вот, — яблошный, Спас-Преображение, яблоки кропят. А почему? А вот. Адам-Ева согрешили, змей их яблоком обманул, а не ведено было, от греха! А Христос возшел на гору и освятил. С того и стали остерегаться. А который до окропенья поест, у того в животе червь заведется, и холера бывает. А как окроплено, то безо вреда…» (Иван Шмелев “Лето Господне”).
Конечно, это народоверие, которое не имеет никакого богословского толкования, и уж, тем более не связано с грехопадением. Народная традиция освящать в этот день яблоки на Руси появилась вместе с внедрением греческого календаря празднеств. В день Преображения Господня греки благословляли «плоды лозные новые», т.е. виноград, который поспевал к этому времени. Поскольку в наших широтах виноград – редкий гость на столе, его заменили яблоками. И строго соблюдали правило – до Яблочного Спаса яблоки и блюда из них в пищу не употреблять.
Традиция воздержания от употребления яблок в пищу до праздника Преображения (Яблочного спаса) имеет свою длинную историю. Корнями она уходит еще в Ветхий Завет. Люди того времени благодарили Бога за все его дары человеку, будь то земледельческий урожай, улов рыбы или поголовье скота и приносили часть их в жертву. При этом в этом не было языческого символизма, желания умилостивить Бога. Жертва Богу была выражением благодарности человека.
Позже, в раннехристианские времена, когда образ жизни человека был в основном земледельческий, существовали различные чины освящения. Сейчас они в большинстве своем забыта. В наше время Церковью торжественно освящается лишь мед и виноград (яблоки).
Стоит ли сейчас соблюдать это правило (конечно не из суеверных предтавлений), – вопрос открытый. Но, действительно, в Типиконе есть указание на «воздержание от вкушения плодов до их освящения» для монахов. Это правило можно назвать реализация неписаного принципа: «сначала – Богу, потом – нам»
С Яблочным Спасом связаны и другие традиции – после праздника люди щедро делились урожаем: раздавали больным, сиротам и нищим, угощали родных и соседей – и только в последнюю очередь ели сами.
Борис Пастернак «Август»
Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.
Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома поселка,
Мою постель, подушку мокрую
И край стены за книжной полкой.
Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой.
Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная как знаменье,
К себе приковывает взоры.
И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
Нагой, трепещущий ольшаник
В имбирно-красный лес кладбищенский,
Горевший, как печатный пряник.
С притихшими его вершинами
Соседствовало небо важно,
И голосами петушиными
Перекликалась даль протяжно.
В лесу казенной землемершею
Стояла смерть среди погоста,
Смотря в лицо мое умершее,
Чтоб вырыть яму мне по росту.
Был всеми ощутим физически
Спокойный голос чей-то рядом.
То прежний голос мой провидческий
Звучал, нетронутый распадом:
“Прощай, лазурь Преображенская
И золото второго Спаса,
Смягчи последней лаской женскою
Мне горечь рокового часа.
Прощайте, годы безвременщины.
Простимся, бездне унижений
Бросающая вызов женщина!
Я – поле твоего сраженья.
Прощай, размах крыла расправленный,
Полета вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство”.
Александр Блок «Преображение»
В светлый день Преображенья
Дух безумца поражен:
Из неволи, из смятенья
Голос Твой услышал он.
Ныне скорбный, ныне бедный,
В лоне Вечного Отца,
Близ Тебя, в лазури бледной
Жаждет нового конца…
Сергей Есенин «Преображение»
Зреет час Преображенья,
Он сойдет, наш Светлый Гость,
Из распятого терпенья
Вынуть выржавленный гвоздь.
От утра и от полудня
Под поющий в небе гром,
Словно ведра, наши будни
Он наполнит молоком.
Источник