«Поступают к нам и заболевают балетом на всю жизнь»: чем живет новосибирское хореографическое училище

06.02.2020 1:03

«Поступают к нам и заболевают балетом на всю жизнь»: чем живет новосибирское хореографическое училище

Документальный фильм «Каннингем» Аллы Ковган о самом известном хореографе XX века Мерсе Каннингеме покажут в кинотеатре «Победе» 6, 7 и 8 февраля. Накануне премьеры картины Тайга.инфо побывала в Новосибирском хореографическом училище и поговорила с его замдиректора Александром Шелемовым.

«Мы ориентируемся на классический танец. Современная хореография преподается только одним небольшим курсом в старших классах. Но сейчас стараемся сделать так, чтобы и младшие школьники знакомились с современными направлениями», — рассказывает Шелемов.

Всего в хореографическом училище учатся 220 детей. Ежегодно туда поступает 30 учеников, из них до выпуска доходит только 15−20 человек. «Мы стараемся, отбираем, но зачастую из-за изменения форм нам приходится прощаться с учениками. Никогда не возможно спрогнозировать, какие пропорции будут у ребенка к 18 годам. — объясняет он. — Другой фактор, из-за которого мы исключаем учеников — недостаточная координация, и развить ее, к сожалению, невозможно».

Дети пятого класса учатся в училище, программа которого объединяет три школы: общеобразовательную, где ученики проходят основные предметы, музыкальную, где они осваивают игру на фортепиано, и профессиональную - хореографическую.

Училище принимает и семилетних детей. Они занимаются в отделе дополнительного образования, в который также проходят жесткий отбор.

«Педагоги ездят по школам и отбирают детей. Потом приглашают их на наши концерты. Сейчас там учится 170 человек. Мы готовим себе смену, потому что сейчас с набором в балете сложно. Если в Советском Союзе у нас был конкурс восемь человек на место, то сейчас только три», — уточняет Шелемов.

Классическим танцем студенты занимаются каждый день по два часа. Еще в хореографическом училище преподают историко-бытовые и сценические танцы народов мира: венгерский, польский, русский, испанский, актерское мастерство, уроки грима. «Это особенность нашей русской балетной школы, — отмечает замдиректора училища. — Они учатся правильно передавать свои жесты и эмоции, в дуэтно-классическом танце проходят, как правильно поднять партнершу, как ее красиво и безопасно уронить. На уроках грима они сами создают себе образы. Хороший артист должен владеть этим навыком».

Всего, по словам Шелемова, ученики училища проходят от 17 до 28 часов специальных дисциплин в неделю. «Плюс, конечно, практика. Дети у нас с первого года обучения заняты в наших концертах и балетах Оперного театра, 70 учеников танцуют, например, в „Щелкунчике“. На другие спектакли жесткий отбор, не все могут в них попасть. Но за участие в них дети получают гонорары», — говорит он.

Училище принимает студентов из других городов и предоставляет им общежитие. В основном, говорит Шелемов, поступают из близлежащих Кемерово, Новокузнецка, Омска, Томска. Иностранные студенты чаще всего приезжают из Японии и Кореи: их в училище сорок человек. Ученикам также предоставляют общежитие.

Почти в любом театре страны можно встретить выпускников новосибирского хореографического училища, утверждает Шелемов. В Большом театре ведущим солистом работает ученик Шелемова Семен Чудин, в театре Эйфмана один из премьеров — Олег Габышев. Многие ученики потом уезжают и за границу. Сейчас в Национальном театре Нидерландов выступает Анна Цыганкова, которая также начинала в Новосибирске.

«Если в наших узких кругах говорить, что ты из Новосибирска, то сразу все будет ясно, ведь у нас сформировалась своя школа балета. Ее особенность в том, что она появилась из слияния питерской и московской школ», — отмечает замдиректора училища.

Между учениками присутствует конкуренция, но она вполне здоровая и направлена на работу, рассказывает Шелемов. «Доказывать на словах можно все, что угодно, а ты иди и сделай, все просто. К нам довольно часто сюда приходят из детских хореографических коллективов с огромным портфолио, я прошу его убрать, потому что ребенок сейчас встанет к станку, и я все увижу. — говорит он. — На первых собраниях я говорю родителям: „Это не дети поступили, это вы поступили к нам“. Без родителей школа ничего не может сделать, они должны помогать».

Срывы из-за неудачных выступлений у студентов происходят довольно часто. Просто нужно перебарывать это и идти дальше. Профессия артиста балета тяжела не столько физически, сколько морально, в ней нужна постоянная концентрация, подчеркивает Шелемов: «Рефлексия начинается уже после спектакля, а на сцене ты должен забыть о каждом шаге, как только его сделал. К этому мы готовим детей. Что бы ни произошло в сложной поддержке, ученик должен знать возможные выходы из ситуаций».

Каждый год в училище проводится исполнительский конкурс в разных номинациях: классический танец, народно-сценический танец, балетмейстерская работа. Четыре раза в год проводятся отчетные спектакли. Есть и полугодовые концерты отдельно для иностранных студентов, и ежемесячные выступления абитуриентов. Все мероприятия проходят в собственном театре училища. На концерты приезжают педагоги из российских театров и руководители балетных трупп.

Практически каждый студент училища перед выпуском имеет по три-четыре предложения работы. «Я не слышал за все годы выпусков, чтобы кто-то был не трудоустроен, на бирже труда у нас никто не состоит. Бывает и так, что заканчивают образование у нас, и, немного поработав в театре, уходят в другую профессию, но зачастую уходят учиться, — подчеркивает замдиректора училища. — Человек, который поступил в нашу школу, заболевает балетом на всю жизнь».

Текст Ирины Беляевой

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

С кем встречался Максим Галкин до Аллы Пугачевой Японские ученые разработали способ лечения болезни Паркинсона Спортивный азарт Зимой водителей ждут несколько изменений. Подробности Семь альтернатив пенсионной “реформе”

ЦИТАТА "Подтверждение долгосрочных РДЭ отражает неизменное мнение Fitch о перспективах поддержки банков."
© Fitch Ratings
Лента публикаций