Последний герой. Тридцать лет назад погиб Виктор Цой

15.08.2020 13:34

Последний герой. Тридцать лет назад погиб Виктор Цой

Три десятилетия назад в этот день жизнь поколения, рожденного в середине 70-х, разделилась на “до” и “после”. В автокатастрофе на рижской трассе погиб лидер группы “Кино” Виктор Цой. Его песни звучали дома у всех советских школьников и подростков — кассеты переписывали сотни раз, тексты песен хранили в специальных тетрадках и заучивались наизусть. Именно в этот момент русский рок приобрел своего первого и последнего настоящего героя.

Творческий путь Цоя — история короткая, но невероятно яркая. Молодой ленинградский музыкант, он вместе с приятелем Алексеем Рыбиным начал сочинять песни, которые понравились старожилам ленинградского рок-клуба Майку Науменко и Борису Гребенщикову. Последний помог дуэту “Кино” записать первую пластинку “45” (45 минут — продолжительность звучания одной стороны стандартной аудиокассеты).

Его узнали и в Москве — один из первых концертов “Кино” в столице организовал поэт Алексей Дидуров, лидер московской контркультуры. Сохранились и запись, и фото этого выступления, где Цою и Рыбину подыгрывал критик Артемий Троицкий, колотивший в ритм по барабанной тарелке.

Потом Рыбин уходит, в составе появляется басист “Аквариума” Александр Титов, за барабанами — стильный художник Георгий Густав Гурьянов, а на гитаре играет Юрий Каспарян.

“Кино” превращается в наших “новых модников”. Цой внимательно следит за тем, что происходит в зарубежной музыке: Simple Minds, Joy Division — вот его герои. Вместе с Гурьяновым и Каспаряном они придумывают визуальный и музыкальный образ группы. “Это должно звучать современно и модно!” — девиз обновленного “Кино”. Вскоре группа действительно становится своеобразной иконой стиля — во всяком случае, так современно в русском роке не звучал никто.

Титова, которому было сложно совмещать игру в двух группах, заменил Игорь Тихомиров, и именно этот состав группы считается золотым. О них говорят все чаще, концертов все больше, а Цой явно перерастает роль фронтмена и автора песен.

Его замечают кинематографисты — в “Ассе” Сергея Соловьева он играет самого себя. Цой в финале поет перед огромной толпой программную песню “Перемен”, гимн поколения 80-х: вокруг бушует перестройка и прежние уклады трещат по швам. Впрочем, сам он, человек с совершенно сардоническим чувством юмора, отказывается примерять роль “рупора поколения” — а на многочисленные вопросы о том, чему же посвящена песня “Перемен!”, без тени улыбки отвечает, что она на самом деле о школьных переменах.

Ему предлагают новые роли в кино: в фильме Рашида Нугманова “Игла” он исполнил храброго Моро, героя, вступающего в схватку с наркомафией ради спасения любимой.

Ну а в жизни группы возникает продюсер Юрий Айзеншпис, обладавший воистину звериным чутьем на перспективную музыку. Он раскручивает “Кино” по всем канонам мирового шоу-бизнеса: большие туры с мощной рекламной поддержкой, публикации во всех советских СМИ, даже в женском журнале “Работница”! Цой участвует в самой популярной телепередаче позднего СССР — во “Взгляде”.

Группа едет за границу: альбом “Последний герой” сводится в Париже, Цой и Каспарян посещают США (Юрий женился на знаменитой Джоанне Стингрей, которая активно продвигает “красную волну” отечественного рока в Америке), Цой, хорошо знавший английский, сам переводит песни “Кино” — словом, группа находится буквально в шаге от выхода на мировой музыкальный рынок.

Да и в СССР Айзеншпис творит чудеса: добился, чтобы во время концерта на стадионе “Лужники” в июне 1990-го в олимпийской чаше впервые с 1980-го зажгли огонь. Эффект невероятный, “Кино” и Цой — абсолютные герои поколения.

Виктору эта слава, с одной стороны, льстит, с другой, конечно же, давит: вместе с Каспаряном они отправляются в отпуск под Юрмалу, где пишут новые песни, которые должны послужить основой для будущего альбома. Но увы — этот альбом станет для Виктора Цоя посмертным.

Тем роковым утром он отправился на рыбалку, которая была одним из его хобби (а еще он писал картины и обожал вырезать из дерева маленькие смешные нэцке). Сына Александра по счастливой случайности с собой не взял.

Что случилось тогда на дороге, не узнает, увы, никто. То ли не справился с управлением “Москвича”, то ли от усталости заснул за рулем в ранний час. Но на повороте машина Цоя вылетела на встречную полосу и столкнулась с икарусом — Виктор погиб на месте, в автобусе никто не пострадал.

Обстоятельства смерти мгновенно обросли слухами. Кто-то говорил, что он слушал в машине песни для нового альбома и отвлекся, переворачивая кассету в магнитоле (это не так — запись увез из Латвии Каспарян за несколько дней до того). Некоторые предполагали, что таинственные убийцы специально испортили тормоза (это опровергла экспертиза). Не обошлось и без конспирологии — была версия, что Цой сымитировал собственную смерть, а на самом деле — удалился от внимания толпы поклонников.

Его строчки — простые, четкие, афористичные — были понятны и близки всем: от школьников до академиков. Мелодии песен, которые можно было легко наиграть на гитаре, сразу подхватывали. Модное звучание, безусловно, привлекало ценителей музыки. Ну и ореол быстрой и неожиданной гибели — на взлете творчества, в расцвете таланта. “Черный альбом”, который музыканты “Кино” завершили без Цоя, стал одной из самых продаваемых пластинок в стране.

Эти песни и сейчас звучат на радио, концерты показывают по телевидению, молодежь знает и любит “Кино”. О Цое снимают фильмы. “Лето” Кирилла Серебренникова весьма критично восприняли все, кто хоть недолго, но знал живого Цоя. Скоро премьера драмы Алексея Учителя “Цой” — о судьбе водителя икаруса и первых днях после гибели Виктора. Иными словами, Цой бронзовеет — и из живого, яркого, многогранного человека превращается в памятник самому себе.

Сын Виктора, Александр, занимающийся наследием отца, придумал удивительный проект: трое участников “Кино” — Александр Титов, Юрий Каспарян и Игорь Тихомиров (Георгий Гурьянов, к сожалению, умер от рака несколько лет назад) — уже этой осенью снова выйдут на сцену. Вернется в живое звучание и отреставрированный голос Виктора Цоя — это явно станет одним из главных музыкальных событий не самого простого для шоу-бизнеса года.

Впрочем, что бы подумал об этом сам Виктор Цой, можно только догадываться. Полагаю, на собственную невероятную посмертную славу он вполне бы мог отреагировать очередной точной и едкой шуткой. Которую, как и его песни, поклонники мгновенно бы растащили на афоризмы. Источник

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Когда нефть будет стоить дешевле воды? Снижение пенсионного возраста готовится для ряда граждан Как избежать подделок при покупке Карепроста Стало известно, почему Кейт Миддлтон ненавидит Меган Маркл Практичный тренд: бескаркасная мебель в интерьере 2021 года

ЦИТАТА "Подтверждение долгосрочных РДЭ отражает неизменное мнение Fitch о перспективах поддержки банков."
© Fitch Ratings
Лента публикаций